Подросток в интернете

Что делает подросток в интернете? Занимается самообразованием? Ищет информацию для реферата? Обсуждает с друзьями только что прочитанную книгу? Скачивает ноты, чтобы разучить на фортепиано «Лунную сонату»? Или — ой! — что-то такое, о чем родителям лучше не знать?

Приглашаем поразмышлять на эту тему с автором статьи «Подросток в интернете» Александром Игнатьевым, который предпочитает сохранять «Спокойствие! Только спокойствие!».

Статья приводится в адаптированном варианте, и в ряде случаев мы не удержались от эмоциональных комментариев.

Вариантов использования сети огромное количество. Во-первых, подростки испытывают потребность в общении со сверстниками, в контактах, новых знакомствах, обмене информацией. Эту потребность они реализуют в основном через социальные сети. Многих привлекает возможность общаться не от своего настоящего имени и даже не от своей настоящей личности, многие подростки компенсируют в интернете недостаток общения в повседневной жизни, используют сеть как способ самоутверждения.

Наш комментарий: часто это самоутверждение реализуется весьма некрасивым образом и даже на грани конфликта с законом. Но эпоха анонимности и безнаказанности в интернете постепенно проходит. Общество учится регулировать это пространство так же, как и другие общественные места.

Во-вторых, интернет позволяет подросткам получать информацию, которую они хотят получить, а не то, что им навязывают.

Наш комментарий: по последним мониторинговым данным молодежной среды, степень доверия к этой информации не так высока, но она компенсируется иллюзией свободы выбора.

«Свободно барахтаясь» в информационном поле, подросток постепенно методом проб и ошибок учится работать с информацией, и нельзя недооценивать это умение в современном информационном обществе. Работа с информацией становится главным содержанием профессиональной деятельности, необходимым компонентом информационной культуры. А если подростку будет оказана своевременная ненавязчивая помощь со стороны взрослых, то интернет, как и любая технология, будет работать на преодоление конкретных проблем и решение конкретных задач.

Стоит также обратить внимание на специфичность формы подачи информации в интернете. Она может быть вырвана из общего образовательного контекста, что часто не дает ни знания, ни понимания. Зачастую после наблюдения за образами в голове подростка появляются разрозненные факты, эмоциональные отклики и отдельные звуки, которые не имеют никакой структуры.

Наш комментарий: обычно это называется потоком сознания, восприятие которого имеет свои неприятные нюансы. В отличие от книг, где информация более-менее систематизирована, при мультимедийной подаче информации часто возникает трудность формулирования того, что представлено.

Наш комментарий: а вот и нюансы — к несчастью, именно таким образом организованная информация обладает большей внушающей силой. Это надо учитывать и обязательно информировать подростков об этой ловушке.

Необходимо научить детей совмещать работу в сети с другими видами познавательной активности. Только в этом случае образовательный потенциал интернета может быть использован полностью.


Существует ли опасность формирования зависимости от интернета?

Да, проблема существует. Ниже приводим ориентировочные признаки в поведении подростка, которые должны насторожить, если вы обнаружили их все сразу:
— чувствует сильную потребность выйти в интернет, когда у него плохое настроение;
— чувствует себя подавленно и тревожно, когда проводит в интернете меньше времени, чем обычно;
— общение в интернете мешает учебе или отношениям с людьми вне интернета;
— скрывает от родных и знакомых, сколько времени на самом деле проводит в интернете и что там делает;
— пытается проводить в интернете меньше времени, но безуспешно;
— находясь в офлайне, беспокоится о том, что сейчас происходит в онлайне.

А чтобы немного остудить горячие головы, приведу пример из статьи Вита Ценёва: «Мама тащит свое четырнадцатилетнее чадо к психологу за ухо: «Целыми днями только и делает, что торчит в своем интернете!» Чадо выглядит несколько бледноватым и щуплым, но вполне вменяемым. Знает три языка программирования. Втайне мечтает хакнуть сайт Microsoft и прославиться. Если и зависим, то финансово, от папиных транзакций, а в плане мышления вполне независим. Проходит тесты: результаты хорошие. Жалоб нет. Дайте мне возможность, и я дорасту до хорошего программиста. Дайте денег, короче. При чем здесь интернет? Зачем я здесь? Чего, собственно, надо? Учиться скучно. Мама с папой хотят, чтобы я стал юристом, говорят, что это высокооплачиваемая профессия. Вот, собственно, и все».

Ничего нет удивительного в том, что подросток сидит в интернете всё своё свободное (и часто несвободное) время. Ведь интернет — это целый мир, где он общается, отдыхает, где перед ним море интересной информации. Естественно, ему это нравится, естественно, он стремится туда снова и снова.

Наш комментарий: тем более что для этого даже не нужно вставать с дивана.

И вот как раз в этот момент стоит задать себе вопрос: «А что бы вы хотели, чтобы он делал вместо этого?» Если вы не можете дать определённый ответ, то проблема, скорее всего, в вас, и вы не знаете, чего хотите от ребёнка. Обычно первое, что приходит в голову: «Уроками бы занялся!» Конечно, нужно совмещать, но как это объяснить неорганизованному чаду? Если он не может и не хочет, то заставить его, скорее всего, так легко у вас не получится. А если вы вступаете на путь борьбы, решив запрещать, не давать денег, то мне, честно, жаль вас, так как врага в лице собственного ребёнка никому не пожелаешь. Я уверен, такими мерами ничего добиться нельзя, кроме большой нервотрёпки для всех. Попробуйте договориться по-хорошему, введите какую-то систему поощрений, постарайтесь объяснить свою позицию, побуждайте, чтобы он объяснил свою.

Наш комментарий: попробуйте установить разумный компромисс: он выполняет ваши требования в офлайне и получает свободу (относительную, конечно) в онлайне.


Вы хотите, чтобы он вдруг начал заниматься спортом, музыкой, танцами и ещё книжки читал? Возможно, вас это огорчит, но вы опоздали. Теперь у него другой путь, возможно, не самый худший из возможных.

Наш комментарий: вполне адекватный путь, особенно в свете последних событий. К тому же количество онлайн-профессий только растет.

А если всё это (танцы, спорт, книжки) было, и вдруг ребёнок всё бросил и сидит теперь перед экраном, то, скорее всего, этот период пройдёт, и интернет станет «одним из».