Посещение театра — яркое, часто незабываемое событие. И создать это событие в своей жизни может каждый — достаточно только купить билет. Но приобретение билетов зачастую может превратить праздник театра в столкновение с обидной неприятностью — выбор неудачного места...
Выбрать лучшие места на концерт, театральную постановку, мюзикл или оперу, не зная заранее зала, не так просто, поскольку залы могут достаточно сильно различаться. Но некоторые общие правила сформулировать все-таки можно. Для начала надо представлять схему зала. В зале различают несколько зон, которые четко отделены друг от друга. Максимальное количество зон в самом большом театре пять: партер, амфитеатр, бельэтаж, балкон и ложа. Как выбрать место в театре? Отвечая на этот нехитрый вопрос, мы поймем, какая роль уготована зрителю в театральных залах разных поколений. Все о самых удачных местах театра в сегодняшней рубрике «КУЛЬТУРизмы».
Партер — это зона зрительного зала, расположенная ближе всего к сцене, как правило, ниже ее уровня. Обычно считается, что билеты первого ряда партера — самые дорогие и самые хорошие места. Но это далеко не всегда так, поскольку самыми дорогими являются места в ложе. А положение ниже сцены не всегда удобно, особенно если партер и сцена разделены оркестровой ямой. Тем более, если это концерт классической музыки, где нет необходимости детально наблюдать происходящее. А вот моноспектакли и спектакли-монологи удобнее смотреть как раз из партера и чем ближе, тем лучше для того, чтобы стать соучастником театрального действия.
Амфитеатр — зрительская зона за партером, разделена с ним проходом. Может располагаться чуть выше партера и возвышаться уступами. В буквальном переводе амфитеатр — вокруг театра. Из-за того, что он находится на уровне сцены и выше, зритель получает прекрасный обзор и слышимость, и, возможно, он является универсальным по удобству, особенно в первых своих рядах. Балет и спектакли с большим количеством действующих лиц лучше всего смотреть подальше от сцены, чтобы иметь возможность одновременно видеть все действие.
Бельэтаж в буквальном переводе с французского — красивый этаж. В архитектуре второй после цокольного этаж, на котором были расположены парадные, самые большие и красивые комнаты. И этот этаж был действительно отделан лучше всех, был самым красивым. Бельэтаж в театре — ярус выше партера, как правило, над амфитеатром.
Балкон — ярус над бельэтажем. Как правило, места на балконе и бельэтаже находятся на достаточном удалении от сцены, поэтому подойдут скорее для прослушивания опер, оперетт и мюзиклов (из-за своего возвышения).
Ложи — обособленные части зала, расположенные по сторонам партера, сзади него и на ярусах (на уровне бельэтажа). Такой индивидуальный зал на несколько человек с отдельным входом. В некоторых есть даже небольшая прихожая, аванложа. Традиционно самые дорогие и самые удобные места в зале. В них имеется возможность, как быть незаметным для остальных зрителей, так и, напротив, привлекать к себе повышенное внимание. Различаются по ярусам, первый, наиболее престижный ярус, расположенный на уровне (или чуть выше) партера носят название лож бенуара (по названию этого нижнего яруса лож). Ложи, расположенные выше, не имеют специального названия.
Знакомый каждому зал с ложами, ярусами, бархатом и лепниной — сам по себе декорация. Она незаменима, если поход в театр для вас — самоутверждение. Если же вам интересен именно спектакль, придется смириться с тем, что места неравноценны. В ложе можно сидеть только в первом ряду, иначе вы не увидите верхнюю часть декорации и артистов, которые могут туда забраться. Хотя лучше вообще не брать ложу, особенно близко к сцене, а не то получите «вид сбоку». Ближний ряд балкона лучше дальнего ряда партера, потому что в партере вы смотрите на чужой затылок, а с балкона все отлично видно (конечно, только в том случае, если это самый первый ярус, то есть бельэтаж). У каждого зала — свои особенности: например, в амфитеатре МХТ им. Чехова есть такие кресла, с которых открывается прекрасный вид на колонну. Но не на сцену.
Почему же в театре столько неудобных мест? Дело в том, что традиционная планировка зала старше профессии режиссера. Она не предназначена для восприятия спектакля, который организован как единое художественное целое. Если постановка создана ради знаменитого актера или дуэта, все, что нужно зрителю — лицезреть главных героев вечера. Но когда значение имеет каждый элемент театра, вы должны видеть всю сцену. Иначе пролетит бумажная птичка, и вы не заметите. А она атмосферу задавала.
Кстати, первый ряд партера на самом деле — выбор так себе: придется смотреть, задрав голову, потому что сцена выше, чем зал. Считается, что лучшие места — на восьмом ряду, где во время репетиций сидит режиссер.
Более современный вариант — «блэкбокс», или зал-трансфомер, где вообще нет сцены как таковой. Стулья можно расположить как угодно, и первый ряд обычно стоит на полу — на одном уровне с актерами. И вот как раз в блэкбоксе лучшие места — как правило, на первом ряду. Но не потому, что там «лучше видно» — в залах такого типа отовсюду хороший обзор — а потому, что, сидя спереди, вы как бы попадаете в пространство спектакля.
В привычных театральных зданиях со «сценой-коробкой» все наоборот: когда вы сидите в восьмом «режиссерском» ряду, вы смотрите на живую картину, заключенную в рамку (кстати, эта рамка называется порталом сцены). В устройстве сцены-коробки заложено представление о театральной постановке как о чем-то герметичном. В блэкбоксе, наоборот, она не имеет четких границ, и зритель участвует в ней наравне с артистами, режиссером и другими создателями. Это — один из примеров того, как устройство театра отражает мышление той или иной театральной эпохи.
Нередко режиссеры, вынужденные работать с традиционной сценой-коробкой, используют ее как блэкбокс: трибуны для публики строятся прямо на подмостках, а зрительный зал остается пустым.
В статье использованы материалы с сайтов: https://www.teatrall.ru, http://seatscan.ru/, http://naivteatral.narod.ru/