Мама, я боюсь, или По ту сторону детских страхов

«Папа, не выключай свет, я боюсь «буки»». «Мама, не отпускай мою руку, мне страшно, кто-то придет». То, что на часах три ночи, все двери и окна в доме плотно закрыты, а «буки» давно спят — в данном случае совсем не аргумент. Не аргумент для маленького человека, который впервые столкнулся с собственными страхами, с ощущением полнейшего отчаяния и осознанием собственного одиночества в этом странном и таком небезопасном мире.

Давайте будем честными с самими собой, хоть это, пожалуй, самое сложное. Мы, взрослые, постоянно чего-то боимся: понедельника, начальника, результатов анализа, того, что подумают или не подумают другие люди. Мы боимся самих себя и супруга, который мирно сопит рядом, мы боимся неизвестности и вполне определенных вещей. Детские же страхи, такие яркие и непонятные, зачастую кажутся нам абсурдными и смешными, и так велик соблазн их обесценить: «Ну, чего ты боишься, глупый, тут никого нет». Вспомните, как часто вы говорили это своим детям. Нам, взрослым, в силу своего жизненного опыта, действительно кажется совершенной глупостью бояться темноты в собственной комнате или несуществующих монстров в шкафу, когда в мире полно по-настоящему страшных вещей.

ЧТО СТОИТ ЗА ДЕТСКИМИ СТРАХАМИ, И ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ

Чудовища, шороха в темноте, дяди в белом халате, огня или большой собаки — чего только не боятся наши дети. Причем страхи детей не так уж и уникальны, как может казаться родителям. Каждому возрасту соответствует определенный набор страхов. Например:

1-3 года: разлука с родителями, чужие люди, резкие громкие звуки, смены обстановки.

3-5 лет: темнота, животные, сказочные существа, чудовища.

5-7 лет: страх смерти себя и родителей, наказания, травм, боли, врачей, воды, огня.

7-9 лет: страх неодобрения взрослым, ошибок, опоздания, катастроф, бедствий, войны.

Все эти процессы закономерны и свидетельствуют о нормальном развитии ребенка, у большинства детей возрастные страхи проходят сами собой.

Страх сам по себе — жизненно важная эмоция, которая отвечает за то, чтобы наш организм не пропустил опасность. Она включает те механизмы, которые в ситуации угрозы мобилизуют ресурсы и защитные реакции: в кровь выделяются нужные гормоны, и мы готовимся драться или бежать. Получается, что страх хоть и неприятен, но однозначно полезен.

Основная сложность в том, что грань между нормальными и надуманными страхами нередко оказывается размытой. Как пишет Людмила Петрановская: «Фантазия и легкость, с которой ребенок превращает камешек в машину, играет с ним злую шутку, когда с такой же легкостью он превращает вечером занавеску в чудовище. Рациональные доводы могут и не работать, и от того, что вы предъявите ребенку пустой шкаф, он не перестанет бояться чудовища, которое, как он считает, прячется внутри». Однако, если действовать исходя из мира ребенка, мира воображения, то могут помочь справиться со страхом разного рода «амулеты», «заклинания» и «ритуалы, отгоняющие монстра», потому что образное или магическое мышление ребенка обгоняет в своем развитии критическое.

КОГДА ЖЕ СТРАХИ ПЕРЕХОДЯТ ГРАНИЦЫ НОРМЫ И МЕШАЮТ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА?

Екатерина Бурмистрова, автор цикла «Пойми меня. Атлас психологии дошкольника» указывает три основных маркера невротических страхов:

Постоянный страх, который растет

Например, ребенок не только не засыпает сам, но и боится оставаться один в комнате, даже если светло или вы находитесь поблизости.

Страх, который нарушает нормальные жизненные процессы

Например, ребенок боится так, что постоянно просыпается с плачем много раз за ночь, потому что снятся кошмары.

Страх, который вырос из конкретной ситуации и распространился на все похожие предметы и случаи

Например, ребенок испугался муху, а потом начал бояться всех летающих, а затем и любых маленьких черных точек. И даже отказался от купания в ванной, потому что там черное отверстие.

Если страхи в прямом и переносном смысле этого слова мешают ребенку жить: провоцируют утрату активности, снижают мыслительные способности, —в таком случае нужна помощь специалиста. При своевременной помощи детские страхи довольно легко поддаются коррекции.

ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЬ, ЧТОБЫ СТРАХ НЕ ПРИОБРЕЛ ДЕСТРУКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР?

Помочь самому себе. Часто дети страдают страхами, если родители тревожны, а в доме висит атмосфера напряжения. Если вы не умеете справляться с собственными страхами, как вы сможете помочь в этом своему ребенку?

Родительское контейнирование. Помните, вы являетесь той самой безопасной гаванью для своего ребенка, в которой он может всегда найти спасение от всех бед этого мира. Умение выдерживать эмоции ребенка (сохраняя собственное спокойствие), принимать их, переваривать и возвращать проявленные ребенком эмоции в понятном для него виде и есть самый важный родительский навык.

Признать страх. Пока страх скрыт впотьмах нашего бессознательного, он управляет нами. Поэтому долой фразы обесценивания эмоций маленького человека: «Нечего тут бояться, не бойся». Задача взрослого — сохранить у ребенка эмоцию страха, научив его при этом брать ее под контроль и преодолевать. Для этого важно сначала страх признать, а затем отделить его от нас. Для ребенка недостаточно просто назвать страх, гораздо нагляднее нарисовать, слепить, сложить из бумаги. Так мы отделяем страх от нас, а значит управляем им.

Ритуалы и режим. Чем меньше неопределенности в отношениях и в жизни ребенка в целом, тем проще ему справляться с трудностями. Чтобы снизить уровень тревожности и у себя, и у ребенка, полезно выполнять действия, которые укрепляют самодисциплину и самоконтроль: зарядка вместе с ребенком, спорт, мероприятия по плану, любое произвольное действие.

А какое действие Вы могли бы добавить в свою жизнь и жизнь ребенка уже сегодня, чтобы легче справляться со своими страхами?

Материал подготовила педагог-психолог ГАУ ЯО «Дворец молодежи» Наталья Мочалова.

При подготовке статьи использовались материалы лекции психолога Людмилы Петрановской «Мамочка, я боюсь» из цикла «Дети. Инструкция по применению», и лекций «Пойми меня. Атлас психологии дошкольника» психолога Екатерины Бурмистровой.