Язык родительской любви, или значение прикосновений в развитии ребенка

Каждая мама хоть раз в жизни слышала: не приучай малыша к рукам. Потом намучаешься, балованным вырастет. Это могут говорить другие опытные мамы, педиатры, медсестры, бабушки, соседки — все, кому не лень и чаще всего те, кого это не касается. Каковы истоки этого убеждения и нужно ли следовать ему? Какова роль прикосновений в развитии ребенка? Сегодня в традиционной рубрике «Я. Ты. Мы: все об отношениях в семье и за ее пределами» мы постараемся ответить на эти вопросы.

В 80-х годах прошлого столетия была чрезвычайно популярна книга Бенджамина Спока, в которой наряду с новаторскими и вполне разумными гуманными идеями, было то самое: «покричит, привыкнет» и «не подходите к ребенку сразу, как он заплачет...только через 15 минут». Идеи доктора Спока о том, сколько ребенку не вредно плакать, находясь в кроватке, осложнили жизнь не одному поколению родителей. Сегодня представления о том, что ребенка можно «избаловать», «испортить», удовлетворяя его естественные потребности во внимании, любви, заботе, уходят в прошлое. Однако в обществе еще блуждают убеждения, что «крик развивает легкие», а «от ношения на руках у ребенка кривится спина». Так почему нельзя оставлять ребенка проплакаться? 

Во многих традиционных культурах малыши первый год жизни проводят на руках у матери (в слинге, на животе или спине) и мама выполняет все обязанности по хозяйству неразлучно с ребенком. Если бы утверждения об «избалуются» были верны, то такие слингодети должны были бы до взрослого возраста требовать, чтобы их носили на руках, однако, напротив, как только ребенок научается ходить сам, ему не сидится на руках. 

К аналогичным выводам пришли американские исследователи Эйнсворт и Боулби в 60-70х годах 20 века. Их исследования показали, что малыши, чьи родители реагировали на плач с большей готовностью и участием в первые месяцы их жизни, в возрасте одного года оказывались более независимыми и отважными, чем малыши, чьи родители игнорировали детский плач и не брали детей на руки. Теплая, чуткая родительская забота создавала «безопасный фундамент», с которого ребенок мог исследовать окружающий мир. Дело все в том, что как только потребность насыщается, она перестает быть актуальной. И наоборот, как только нам начинают в чем-то отказывать или жестко ограничивать, мы жаждем и требуем даже больше, чем нам нужно.

Людмила Петрановская пишет о данном феномене следующее: «Если ребенок на свой вопрос: «Эй, я тут нужен, меня ждут?» получает — действиями взрослых — неуверенный ответ; если к нему, то подходят, то нет; если его кормят не когда он голоден, а «по расписанию»; если его оставляют одного, когда он к этому совершенно не готов, он вспоминает про правило — борись, раздобудь себе внимание и заботу взрослых любой ценой! И вот тогда уже в ход идут цепляния, плач по каждому поводу и без, нытье, капризы, беспомощность, а то и болезни. Потребность не удовлетворена, ребенок напуган пережитым «голодом привязанности». После этого, даже получая внимание родителей, он уже не может насытиться, поверить, что ему всего хватит, он перестраховывается, просит слишком много, поскольку уже знает: сколько надо — не дадут, чтобы получить самое необходимое, надо просить больше».

Тактильный контакт с ребенком это не только способ общения, но и огромный стимул к развитию. Так многие животные вылизывают своих новорожденных детенышей, давая им мощное ощущение прикосновения и влияя на жизнеспособность особей. У людей эту функцию выполняют прикосновения, объятия, ласковые поглаживания и просто тесный тактильный контакт с ребенком. 

Ласковые прикосновения и объятия родителя:
    дают ощущение значимости и любви;
    в первые месяцы жизни малыша формируют представления о собственном теле;
    стимулируют рост и развитие ребенка;
    благотворно влияют на психическое развитие ребенка;
    приносят чувство уверенности в себе и защиты от всех внешних угроз;
    формируют прочную эмоциональную связь между родителем и ребенком.

По словам В. Сатир, «нам нужно 4 объятия в день для выживания, 8 объятий для поддержки и 12 — для роста». На самом деле, потребность в объятиях у каждого ребенка индивидуальна, а способы тактильного взаимодействия зависят от возраста ребенка.

Первые месяцы жизни ребенка составляют период так называемого донашивания. Состояние новорожденного очень похоже на зависание между мирами при пробуждении ото сна. Задача взрослого — снизить стресс, полученный во время рождения. Малыша пока не нужно ни развивать, ни воспитывать, ни «приучать» к чему бы то ни было. Его нужно просто донянчить, доносить. В буквальном смысле слова.

В первый год жизни малыш знакомится с миром вокруг и со своим телом, помочь ему в этом могут игры-потешки, которые сочетают в себе массаж, гимнастику, развитие речи. Мелодичное звучание и позитивная составляющая потешек и пестушек помогают установить более тесный контакт с ребенком и успокоить его. 

Ребенок дошкольного возраста чрезвычайно активен в своем исследовании окружающего мира и сферы человеческих отношений. На данном этапе помочь сохранить и укрепить связь с малышом могут совместные игровые упражнения. Ролевые игры с возней и кувырканием, совместные занятия спортом. Особое значение для развития уверенности малыша имеет похвала его достижений и успехов с помощью поглаживаний, объятий, поцелуев.

Когда мальчик становится подростком, потребность в физической ласке, такой как объятия и поцелуи, уменьшается, но сама потребность в физическом контакте не становится меньше. Только теперь ребенку нужны прикосновения «подросткового типа» — например, шутливая борьба, подталкивание, похлопывание по спине, пожатие руки, «боксирование» или «медвежьи объятия». 

Для девочек-подростков, которые, как правило, получают больше ласки, особенная потребность в нежностях растет с их взрослением и достигает максимума примерно в возрасте 11 лет. В этом критическом возрасте девочки просто отчаянно нуждаются в ласковых, поддерживающих взглядах, внимании и заботе родителей.

Когда мы обнимаем, утешаем, защищаем малыша, мы, конечно, не думаем о том, что, может быть, несколько десятков лет спустя именно эти наши слова, наши объятия, наша любовь могут спасти его от депрессии, от опасного пренебрежения собой, от роковой ошибки, от капитуляции перед бедой или болезнью. Но именно так оно и работает. Когда детство кончается, привязанность остается с ним — навсегда. Его тайная опора.

Автор: Наталья Мочалова, педагог-психолог государственного учреждения Ярославской области «Ярославский областной молодежный информационный центр»

При подготовке статьи использовались источники:
Пол Таф. Как дети добиваются успеха. — М.,2013.
Петрановская Л.В. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка. — М.,2017

Вам будет интересно: