Летние каникулы: планируем досуг

Летом любой родитель мечтает о том, чтобы его ребенок набрался сил, здоровья и отдохнул перед учебным годом. К сожалению, не все родители могут позволить себе отправиться в путешествие всей семьей или отправить ребенка в оздоровительный лагерь.

Перспектива сидения ребенка дома за компьютером, переживания, чем занят ребенок летом, пока взрослых нет дома, удручают заботливых родителей.

Замечательно, если у вас есть бабушки и дедушки, которые с удовольствием забирают ваше чадо на свою дачу или деревню. Но и тут необходимо продумать отдых и развлечение ребенка, чтобы он не стал проситься домой, потому что ему скучно и не хватает телевизора или компьютера; трудно заводить новых друзей.

Чем же можно занять ребенка и как помочь спланировать совместный семейный отдых? Об этом расскажет в рубрике «Я.Ты.Мы: все об отношениях в семье и за ее пределами» Анна Мельниченко, педагог-психолог Ярославского областного молодежного информационного центра.

На даче.

Предложите придумать и создать проект «домика на дереве» в котором получится воплотить все мечты и желания ребенка:

- тренажер для лазания (лестница/скаладром/канат/подвесной мост);

- стенд для экспериментов (бизиборд для дачи)

- кухня и мебель из плотного картона, для обустройства пространства для сюжетной игры.

- мелованная доска для свободного рисования ребенка мелом;

 Предложите создать украшения для участка из подручных средств (пластиковые бутылки, ведра, краски, камни и т.п.)

 Особенно красиво вечером на закате будут смотреться самодельные ночники из жестяных банок. О том, как их сделать их самостоятельно вы можете прочитать здесь http://1posvetu.ru/istochniki-sveta/svetilniki-iz-zhestyanyh-banok-svoimi-rukami.html

Покажите ребенка схему изготовления ветряков и сделайте вместе с ним несколько моделей, которые после можно расставить по дачному участку.

Предложите своему чаду изготовить огородное пугало или хранителя участка.

Изготовление куличей, песчаных замков с подъездными дорогами любимое занятие малышей. Обустройте песочницу, в которой будут с удовольствием играть дети любого возраста или создайте стол трансформер для игр с песком и водой.

Смастерите необычные ходули. Такие креативные ходули - часы гарантированного удовольствия для детворы. Ни один ребенок не останется равнодушным. А ведь можно и соревнования устраивать!

Игрушка помогает детям заточить свою координацию и навыки концентрации без особого риска - ходули совсем невысокие. Сделать их очень просто: потребуются два деревянных бруска, в которых нужно сделать отверстия, и веревка - но такая, чтобы не врезалась в руки. Узел должен находиться немного выше талии ребенка.

Сделайте брезент для игры в мяч своими руками.

Во дворе, на детской площадке.

Для того чтобы ребенок продолжал учиться общению и развивался полноценно предлагаем подвижные игры для веселой компании.

«Казаки-разбойники»

Играющие делятся на две команды («казаки» и «разбойники»). Тут же выбираются «атаманы» и определяется «поле боя» (за его пределами не играют). Казаки выбирают штаб, а разбойники придумывают пароли (один правильный, остальные – ложные).

Задача разбойников: захватить штаб казаков. Задача казаков: переловить всех разбойников и «выпытать» правильный пароль

По сигналу разбойники разбегаются и прячутся, оставляя на асфальте стрелки, чтобы у казаков были подсказки, где их искать. Казаки в это время обустраивают «темницу» и придумывают, как будут «пытать» пленных (щекотать, пугать насекомыми, «жалить» крапивой и т.д.). Через некоторое время казаки отправляются искать разбойников. Если им это удается, то они сажают разбойника в «темницу», откуда он не имеет права убежать. Разбойники, в свою очередь, стараются подобраться к «штабу» и захватить его.

Количество игроков: от 6 человек.

«Вышибалы»

Выбираются «вышибалы» (как правило, по 2 человека на каждую сторону). Они встают напротив друг друга на расстоянии примерно 10-15 метров. «Вышибаемые» встают в центре площадки.

Задача «вышибал»: попасть мячом во всех игроков (если тебя коснулся мяч, уходишь с поля). Задача «вышибаемых»: быть ловким и быстрым и уворачиваться от мяча.

«Вышибаемые» могут ловить «ловушки» («картошку», «свечки»). Для этого нужно поймать мяч на лету и ни в коем случае не выпустить из рук. Если мяч коснулся земли, игрок считается «выбитым». «Ловушка» дает дополнительную «жизнь», которую можно оставить себе или поделиться ей с товарищем.

Когда в команде «вышибаемых» остается один игрок, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если удастся, команда возвращается на поле.

«Резиночка»

Просты и сложны одновременно. С одной стороны, не нужно ничего, кроме 3-4 метров резинки. С другой, в уровнях и упражнениях можно запутаться (в детстве их все знали наизусть). Двое игроков натягивают резинку между собой, а третий прыгает.

Уровни:

  1. резиночка на уровне щиколоток держащих (легкотня!);
  2. резиночка на уровне колен (справлялись почти все);
  3. резиночка на уровне бедер (как-то умудрялись!);
  4. резиночка на талии (почти никому не удавалось);
  5. резиночка на уровне груди и резиночка на уровне шее (за гранью фантастики).

На каждом уровне нужно выполнить определенный набор упражнений: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т.д.

Количество игроков: 3-4 человека (вчетвером обычно играют парами).

«Краски/Художник»

Один из игроков назначается «монахом», еще один – «продавцом», все остальные - «краски». Каждая из «красок» загадывает себе какой-нибудь цвет и тихонько сообщает его «продавцу». Причем, если хочется побегать, загадываютя самые простые цвета: синий, зеленый, розовый и т.п. Если же кому-то из игроков лень бегать, он загадывает себе что-нибудь вроде изумрудного и преспокойно просиживает всю игру. Итак, «краски» и «продавец» садятся на длинную скамейку. «Монах» подходит к ним и говорил: «Тук-тук!» «Продавец» спрашивает: «Кто там?» –«Я монах в синих штанах!» «Продавец» интересовался: «За чем пришел?» – «За краской!» – «За какой?» Здесь монах называл какой-нибудь цвет. Если такой краски нет, «продавец» отвечает: «Такой у нас нет! Скачи по дорожке на одной ножке!» «Монах» делает круг почета на одной ноге и возвращался за новой краской. Если же названная «краска» присутствует среди сидящих, «продавец» говорит: «Есть такая. Платите столько-то». Пока «монах» «расплачивается» – хлопает рукой по ладони продавца нужное количество раз (используется возраст игрока), «краска» убегает.

Дальше существует два варианта развития событий. Вариант первый: «монах» пытается поймать краску. Пойманная «краска» становится «монахом». Если же игрок сумеет вернуться на скамейку – игра продолжалась. Вариант второй: как только названная «краска» побежала, «монах» как можно быстрее проговаривает: «Стоп коли-коло, раз, два, три. Точка!» На последнем слове бегущий игрок должен был остановиться. Теперь «монаху» необходимо дойти до «краски», определив заранее, сколько нужно сделать шагов. Естественно, чем дальше успела убежать «краска», тем сложнее это проделать. Шаги тоже примечательные: простые, гигантские (очень широкие), лилипутские (маленькие шажочки), верблюды (плевок вперед и шаг сверху), цыплячьи, или кирпичики (пятка в носок) и др. В разных компаниях выдумываются свои варианты шагов. Итак, «монаху» говорят, какими шагами он должен двигаться (например, цыплячьими и лилипутскими), а «монах» определяет на глаз, сколько и каких шагов он должен сделать. Выполняет все это и старается дотронуться до «краски». Если получилось – «краска» становится «монахом».

«Съедобное-несъедобное»

Все игроки выстраиваются в ряд. Водящий с расстояния в 2–4 метра бросает каждому по очереди мячик, называя какой-нибудь предмет. Если это что-то съедобное, мячик нужно поймать, если нет – отбить (или просто не ловить). Правильно среагировавший игрок делает шаг вперед, если ошибся – возвращается на шаг назад. Самый внимательный, который первым смог добраться до водящего, сам становится водящим. Ему не возбранялось запутывать игроков.

«Колечко»

Нужна только скамейка. Все игроки складывают ладошки «лодочкой». Ведущий держит в сложенных ладошках колечко или любой другой мелкий предмет (пуговица, камешек). Проводя своими руками между ладоней каждого игрока, ведущий незаметно вкладывает кому-нибудь в руки колечко. Затем чуть отходит в сторону и говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этих слов задача игрока с колечком быстро встать, а других участников – удержать его на скамейке. Удалось вскочить – стал ведущим. Нет – ведущий остается прежний.

Дома

Предлагаем вам устроить домашний турнир по боулингу из подручных предметов.

Помните, как в детстве вы рисовали палочками на песке? Предлагаем вам воспроизвести это в домашних условиях. Для этого вам потребуется коробка, сахар и карандаш. Заполните коробку сахаром и дайте ребенку в руки карандаш, пускай он рисует на сахаре все что захочет. Можно распечатать символы, буквы или фигуры и попросить ребенка воспроизвести их.

Если у вас завалялся большой кусок мешковины или ненужной ткани, можно сделать из них холст для вышивания. Это занятие будет полезно для развития мелкой моторики. Важно перед этим рассказать ребенку правила безопасности при шитье.

Станьте настоящими художниками!

Вырежьте из черной бумаги силуэты морских животных: рыб, кальмаров, крабов, а также камней, водорослей и т.д. Лист белой бумаги покройте акварелью «морских» цветов. Важно создать довольно влажное покрытие, которое не высохнет сию же секунду. А теперь секретная техника! Дайте ребенку приготовленную заранее пипетку со спиртом и попросите нанести несколько капель по всему холсту. Спирт растворит краску, и на бумаге появятся, будто светящиеся круги. Подождите, пока краска высохнет полностью, и приклейте на фон вырезанные силуэты.

Соберите красивые листья в парке, почистите их от пыли и грязи, прогладьте утюгом, чтобы они распрямились. Вложите листья между листами бумаги, возьмите мягкие карандаши или пастельные мелки и начинайте волшебство: просто закрашивайте лист сплошными мазками, и на белой бумаге появится лист со всеми своими крупными и мелкими прожилками.

Соберитесь всей семьей сыграть в настольные игры:

- «Скажи иначе» или «Аlias». Очень полезная игра для развития речи. На карточках – слова, задача игрока – помочь своей команде угадать конкретное слово, не называя его, а пользуясь синонимами, антонимами, ассоциациями, намеками

- «Доббль». Небольшая круглая коробочка с карточками. Это игра на внимательность и реакцию, можно играть даже с ребенком двух лет, находя одинаковые карточки. Но если вашим детям лет пять и больше — эта игра вызовет у них настоящий восторг!

- «Диксит». Она просто обязательно должна быть в каждой семье! Увлекательнейшая игра на ассоциации, когда много узнаешь о мироощущении близкого тебе человека.

- Шашки, шахматы и нарды.

Игры развивающие творчество, логику, мышление, память и внимание:

- «Чтение мыслей». Взрослый должен загадать слово, а ребенок – отгадать его, задавая наводящие вопросы, на которые можно лишь дать ответ «да» или «нет».

- «Рифмы». Игра-подбор рифмы к слову поможет сформировать словарный запас.

- «Ассоциации». Игроки по очереди называют слово, а остальные должны назвать другие, которые у них ассоциируются с названным.

- «Составь слово». Из длинного слова требуется составить как можно больше слов.

- «Угадай, кто я?» – одному участнику прикрепляют на спину листок со словом, а он должен угадать его по наводящим вопросам. Другой вариант – игроку дают слово, которое он должен изобразить жестами и мимикой так, чтобы другие отгадали его.

- «Охота на цифры». Необходимо в выбранной комнате найти предметы, на которых изображены цифры и числа. Это могут быть часы, этикетки продуктов, книги и др.

- Домашние игры могут быть и подвижными: «Твистер», «Путаница», даже «Классики» и «Резиночка».

От того, насколько продуктивным и активным будет детский отдых в период летних каникул, зависит состояние здоровья и позитивный настрой ребенка на учебный год. Проведите это лето со своим чадом, и вы увидите, какой он будет счастливый и отдохнувший, насытившийся впечатлениями. Ребенок обязательно порадует вас в новом учебном году.