Игры с кинетическим песком

Прогресс идет в ногу со временем, появляются новые интерактивные игры для детей всех возрастов. Но неизменным остается одно из любимых занятий детей и взрослых — это игры с песком. В песочнице или на берегу речки дети с увлечением лепят куличики из песка, создают города, дороги, подземные тоннели, небывалых животных и человечков.

Современные технологии вносят в эту игру свой вклад: теперь с песком можно играть не только на улице, но и дома. Все большую популярность набирают игры с кинетическим песком, который можно сделать в домашних условиях или купить в одном из детских магазинов с развивающими играми.

Почему же кинетический песок пользуется такой популярностью среди родителей?

•    Кинетический песок абсолютно нетоксичен и не вызывает аллергии. Бактерии в нем не живут, поэтому он безопасен для детей с трех лет.
•    Не требует особых условий хранения.
•    Важным преимуществом является и то, что живой кинетический песок не сохнет, легко собирается с поверхности, и поэтому играть с ним можно снова и снова.
•    Он замечательно держит форму, при этом легко распадается, а сама структура материала одновременно прочная и пористая. На ощупь он напоминает влажный песок с морского побережья, но не содержит воды, не мажет одежду и руки.
•    Благодаря играм с кинетическим песком можно быстро снять стресс и напряжение, как детям, так и родителям.

На что положительно влияют игры с кинетическим песком?

•    Развитие мелкой моторики и суставов.
•    Массаж и укрепление мышц кистей, развитие мышц рук.
•    Развитие фантазии, творческого потенциала и познавательной активности.
•    Развитие конструктивного творчества (конструирование, создание новых построек).
•    Развитие речевых процессов.
•    Развитие памяти, логического и образного мышления.
•    Снятие напряжения, стресса и синдрома гиперактивности.

Часто волнующий родителей вопрос: существует ли вред от кинетического песка?

Как правило, кинетический песок состоит на 98% из обычного чистого песка (диоксид кремния) и всего на 2% из дополнительных связующих элементов, которые и придают ему такую необычную и очень приятную структуру. Кинетический песок, как утверждают производители, на эти самые 2% состоит из силиконового полимера, которые на данный момент активно используются в пищевой промышленности. Поэтому, даже если ваш ребенок, в момент как вы отвлеклись, решит попробовать его на вкус, ничего страшного не произойдет. Промывать желудок или вызывать скорую помощь не нужно, всего лишь промойте рот водой, чтобы убрать оставшиеся частички песка.

Как играть с кинетическим песком?

Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:

Вредных нет детей в стране — 
Ведь не место им в песке! 
Здесь нельзя кусаться, драться 
И в глаза песком кидаться! 
Стран чужих не разорять! 
Песок — мирная страна. 
Можно строить и чудить, 
Можно много сотворить: 
Горы, реки и моря, 
Чтобы жизнь вокруг была. 
Дети, поняли меня? 
Или надо повторить?! 
Чтоб запомнить и дружить!

Закончить игры с песком можно тоже стихами:

В ладошки наши посмотри — 
Мудрее стали ведь они! 
Спасибо, милый наш песок, 
Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

Игры, которые можно использовать, когда ребенок капризничает

Упражнение «Такие разные настроения» 
Цель: знакомство с техническим приемом и способом изображения с использованием песка, развитие эмоциональной сферы. 
Описание задания: Рисуем на песке лица с различными настроениями. 

«Прогоняем злость, приглашаем радость»
Цель: снятие нервно-психического напряжения, развитие способности справляться с гневом. 
Ход игры: сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка.) 

Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет — каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.) 

Ребенок по примеру взрослого делает из песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все злые мысли и действия. 

Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.

Для переключения внимания

Игра «Песочный телеграф» 
Цель: формировать представление о песке как, его свойствах (сыпучесть, рыхлость, из мокрого песка можно лепить). Развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы.

Описание задания: дети выстраиваются в колонну в затылок друг другу. Взрослый (ведущий игры), «рисует» пальцем на спине последнего ребенка геометрическую фигуру — прямую линию, угол, окружность, прямоугольник, треугольник и др. Тот, кто получил «сообщение», должен передать его следующему игроку точно таким же способом — нарисовать фигуру пальцем на спине соседа. Последний получатель сообщения воспроизводит форму палочкой на песке. После этого он становится в конец колонны, и игра повторяется.

Вариант: можно разбить детей на две команды. Тогда взрослый посылает «сообщение» то одной, то другой команде и следит, чтобы телеграммы были переданы без ошибок. В этом случае игра приобретает элементы соревнования.

Когда дети освоят «чтение» и «передачу по телеграфу» от информации о фигурах, можно перейти к рисованию цифр и букв. При этом необязательно, чтобы дети уже знали все буквы. Достаточно, чтобы они умели повторить за взрослым движения. Потом, когда знак появится на песке, ведущий может сообщить название буквы.

Самым сложным вариантом является вариант, когда в результате передачи знаков должно появиться целое слово из трех-четырех букв: мама, папа, лук, сук, кот, сом, рот, корм и т.п.

Когда обратили внимание, что у ребенка слабо развито логическое, образное или пространственное мышление

Игра «Собери бусы»
Цель: развивать внимание, учить находить закономерность.
Описание задания: взрослый делает на песке отпечатки фигур в определенной последовательности. Просит ребенка достроить цепочку или собрать бусы.

Игра «Учимся считать» 
Цель: обучение порядковому счету.
Описание задания: делаем из песка несколько кучек, в одной из них прячем игрушку. Ребенку нужно найти ее по подсказке взрослого: «Ищи в третьей кучке справа» или «В пятой слева». После можно предложить малышу самому спрятать игрушку и подсказать вам, как ее найти.

Когда плохо запоминает

Игра «Кого не стало» 
Цель: развивать внимание, память, умение классифицировать предметы по заданным признакам, снять эмоциональное напряжение 
Дидактический материал: фигурки диких животных, игрушечные деревья, домик. 
Описание задания: сегодня мы будем с вами строить в песочнице сказочный лес и заселять его дикими животными. (Дети должны выбрать из множества фигурок только диких животных). 
А теперь давайте назовем и запомним всех животных в лесу.
Дети закрывают глаза, одно животное убирается; Затем его нужно назвать. Кто угадал, тот становится водящим. 
Сочиняем сказочную историю.

Развитие речи

Игра «Цветик — семицветик»
Цель: учить выделять и различать фонемы родного языка. 
Описание задания: взрослый произносит слова, ребенок внимательно слушает и определяет слова на заданный звук. На каждое верное слово дошкольник берет камушек и выкладывает на песке цветок. 

Пересказ сказки «Три поросенка»
Цель: развитие умения пересказывать знакомый текст, изменяя интонацию, силу и тембр голоса.
Описание задания: дети из песка с помощью формочки лепят домики для поросят. Затем, по ходу сказки, «волк» разрушает жилища. 

Классификация и обобщение

Игра «Клад» 
Цель: упражнять в группировке диких зверей и домашних животных; развивать внимание, быстроту реакции 
Дидактический материал: фигурки животных, песочницы, кисточки.
Описание задания: взрослый закапывает игрушки в песок, дети осторожно при помощи рук и кисточек должны откопать «клад». 

Игра «Охотник и пастух»
Описание задания: кто такой пастух? Охотник? 
Песочницу делим пополам, справа — луг, где пасутся домашние животные, а слева — лес, там живут дикие звери! По сигналу «Ищите» двое детей отбирают фигурки и «поселяют» в лесу и на лугу. 

В конце игры можно пересчитать, сколько диких зверей и домашних животных набрали дети.

Когда ребенок возбужден/агрессивен

Игра «Вершки и корешки»
Описание задания: взрослый называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобное. Если корешки — прячут руки в песок. Ну а если вершки — ставят кулачки на поверхность песка. (Морковь, помидор, лук, огурец, редис, репа, кабачок, картофель, свекла, горох).

Если вы хотите чтобы ваш ребенок полюбил рисовать или лепить

Игра «Лепка»
Описание задания: из кинетического песка можно также лепить различные фигурки — снеговика, гусеницу, колобка, паровозик, машинку и много других интересных фигурок.

Упражнение «Дорожка»
Описание задания: взрослый предлагает провести по песку линии: волнистую, ломаную, и т. д.

Упражнение «Радуга»
Описание задания: четырьмя пальцами ребенок должен провести полукруг-радугу, затем дорисовать солнышко.

Игра «Рисование по точкам»
Цель: развитие мелкой моторики, внимания, аккуратности.
Описание задания: педагог точками изображает на песке рисунок, например, рыбку. Предложите ребенку соединить все точки одной линией, И тогда он узнает, кто прячется за точками. 

Автор: Анна Мельниченко