Как дарить подарки в Новый год?

Кто приносит подарки под елку? Сам Дед Мороз? Или он «нанимает» на работу маму и папу? Кто тогда дарит подарки им? А может они вовсе не получают подарков, потому что уж точно не были послушными? А в какой момент свертки появляются под елкой? Дети задают вопросов больше, чем мы успеваем заготовить ответов. И если у кого-то еще были сомнения по поводу того, когда наступает момент взросления чада, то вот вам ответ: когда дети находят родителей, которые рассовывают под елкой разноцветные свертки. Стоит или не стоит поддерживать в ребенке миф о существовании Деда Мороза? Об этом мы сегодня поговорим в нашей авторской рубрике «Я.Ты.Мы»: все про отношения в семье и за ее пределами.

             

Стоит или не стоит поддерживать в ребенке миф о существовании Деда Мороза? В нашем рациональном мире довольно мало места чуду и людям, которые верят в него. Может лучше рассказать все как есть и никаких иллюзий? Можно и так, но не стоит забывать, что с младенчества и до 7 лет ребенок проживает «мифологическую» фазу развития, когда ему как воздух нужны сказки и вера в чудо. Это необходимо для его нормального психоэмоционального развития (доверия к миру), для раскрытия творческого потенциала и развития фантазии. Поэтому лишать ребенка мира грез в этом возрасте не стоит для его же блага. 

Со временем малыш научится четко отделять миф от реальности, а родители потеряют возможность убеждать его в существовании чуда. Но Дед Мороз и новогодние подарки навсегда останутся игрой, в которую повзрослевшему ребенку интересно будет играть уже со своими детьми, получая удовольствие не собственно от сказки, а от создания ее своими руками для собственных детей. А самому почувствовать себя волшебником не менее важно.

Еще один немаловажный плюс: мама и папа во время подготовки к чудесным мгновениям становятся ближе друг к другу, получают массу положительных эмоций от волшебной роли, и банк семейных воспоминаний пополняется еще одним прекрасным моментом: «а помнишь, как в Новый год...?».

Если вам, как и нам, хочется продлить детство и свое, и своего ребенка, давайте попробуем ответить на вопрос: как сделать процесс дарения волшебно интересным и для тех, кто дарит, и для тех, кто получает подарки. Чтобы вопросы: «кто?», «откуда?» и «когда?», так и остались интригой новогодней ночи.

Начнем с подарков для малышни 3-5 лет. Это не только самая притязательная аудитория, но и самая любопытная. Она чаще всего невольно становится «опасным разоблачителем» всякого рода чудес. Если в прошлом году вы уже пресекали попытки чада подкараулить щедрого Деда, вас наверняка волнует, когда и куда спрятать подарки от любопытных глаз в канун этих праздников. 

               

Самое простое: пригласить Деда Мороза домой. Он попросит спеть песенку или прочитать стишок, а в ответ выдаст заветный подарок. И Дед Мороз укрепит свои позиции, и вы можете не волноваться за технологию «чуда». 

Другой способ — уговорить соседей вам помочь. Они могут позвонить в дверь и скрыться, оставив подарки за дверью. Можно натоптать на пороге, оставив меловые следы или «забыть» один из знаменитых дедушкиных атрибутов: снежинки, посох, пояс или шапку, то, без чего вам не жалко Мороза оставить.

У соседей может быть и другая роль: постучать в дверь и принести извещение на посылку от Деда Мороза. А утром, когда малыш проснется, его будет ждать долгожданный подарок, который вы «получили по извещению».

В 5-7 лет дети уже регулярно делают набеги к елке до новогодних курантов, чтобы проверить «не свершилось ли чудо». Сторожить и ругать ребенка за это смысла нет: создавая условия для сказки, взрослым нужно быть готовыми встретить всплеск любопытства. Поэтому берем красный «брендовый» мешок, кладем в него подарки и подвешиваем за окном со стороны балкона или просто оставляем на полу балкона. А под елку записка: «Извините, торопился, не докинул, найдете сами... С Новым годом». Для опознавания места можно в форточку или створку окна засунуть валенок, лыжную палку или еловую ветку: «застряло». Записку оформите в виде состаренного или подмороженного свитка, перевяжите лентой и прочее-прочее, насколько хватит фантазии. Буквы в записке должны быть читабельны, а слова знакомы ребенку. Такой прием хорошо использовать как мотивирующий, если дошкольник уже начал потихоньку осваивать буквы или готовится это сделать.

Если сценарий вручения и получения подарков меняется каждый год, он будет всегда сопровождаться интригой и неподдельным интересом. Но если Дед Мороз с родителями приносил подарки каким-то одним способом с самого детства (под елку, под дверь, к камину), будьте готовы к тому, что маленькие консерваторы не оценят перемены и потребуют от Деда Мороза доставлять подарки так, как им привычно. Лучше к этому прислушаться, так как это звучит как требование о сохранении традиции. И нужна она не для того, чтобы получать подарок, а для того, чтобы чувствовать стабильность и уверенность в завтрашнем дне: что бы ни случилось, лучшие моменты жизни будут неизменны. 

                     

Следующий способ позволит научить детей делать подарки в ответ. Дошколятам можно уже сказать, что сладости дарит Дед Мороз, а подарки подороже — родители. Это будет, во-первых, справедливо, а во-вторых, воспитательный процесс только выиграет от такого поворота событий. В следующем декабре мальчишки и девчонки будут так же, как и вы, готовиться к обмену подарками и почувствуют, что дарить столь же приятно, сколь и получать их, а маленькое волшебство можно устроить и самому. Обмен подарками можно сделать ритуалом новогодней ночи с пожеланиями и словами любви. А чуть позже, когда все будут охать и ахать, рассматривая «интересненькое» можно вытащить из-под елочки и сладости от Деда Мороза. 

Дошкольники и младшие школьники созрели для того, чтобы принимать участие в шуточных квестах по поиску подарков. Мы предлагаем начать с технологии «Лисичкиного клада». В начале игры ребенок достает из-под елки записку с загадкой. Разгадывая ее, узнает место, в котором лежит следующая подсказка, а в ней — загадка про место со следующей подсказкой, и так далее, насколько вам хватит загадок. В конечной точке поиска спрятан долгожданный подарок. Отличие квестов для дошколят от поисковых игр для взрослых в том, что с детьми не стоит слишком затягивать получение результата: отгадал загадку — нашел место с подсказкой — прочитал подсказку — нашел место — вытащил сюрприз. При более длинной цепочке шагов у ребенка потеряется интерес к поиску. 

Загадки должны быть ребенку по возрасту и по силам. Если вы сомневаетесь, можно даже взять загадки из школьного учебника, по которому он учится. Тематику загадок можно привязать к самым простым знаниям и умениям. Если Дед Мороз дарит подарки самым вежливым деткам, то почему бы не проверить своих чад на вежливость. Если конечно, вы их этому учили весь прошедший год. Например, среди загадок про места, в которых спрятаны подарки, могут быть такие: ищи ответ там, где все говорят: «Приятного аппетита», «Спасибо» (в кухне или столовой), «Спокойной ночи» (в кроватке), «Помоги, пожалуйста» (письменный стол или стол для занятий), «Добрый вечер» (у порога), «Как прошел день?» (за столом для ужина) и так далее... Так ваш ребенок вспомнит все вежливые слова, а подарки положительно подкрепят эти знания.

Можно устроить квест, написав короткие записочки с загадками про заветные места в вашей квартире или доме. Например, «Ты найдешь подсказку здесь:
Белый дом забит добром,
В нём продуктов разных воз.
Нет окошек в доме том,
А хозяин в нём — мороз» (холодильник).
А в холодильнике лежит загадка про шкаф: 
Вырос терем у стены 
Небывалой вышины. 
Там и курточки, и платья, 
И рубашки, и штаны. 
А в шкафу о-о-очень удобно прятать подарки. 

Пока дети будут бегать в поиске, у родителей будет 20-30 минут чтобы, обнявшись в тишине, насладиться наступившим 2017.

               

Даже если голос вашего сына давно превратился в бас, а лапочка-дочка в письме Деду Морозу просит «добавить» на новые сережки, попробуйте и для них сделать получение подарков интересным. Для великовозрастных деток можно придумать квест посложнее. Например, с поиском по карте, на которой отмечено место расположения подарка или с поиском частей карты, которые нужно сложить как пазл. Пазл может оказаться не только картой, но например, зеркалом, как в «Снежной королеве», в котором отражается...Нет, не слово «вечность». А зашифрованное в ребусе, анаграмме, шараде место расположения подарка в доме.

В квесты можно вовлекать и сторонних людей: соседей, друзей семьи и тем более родственников. Зашифровывать можно не только слова, но и телефоны, например, бабушки, которая знает, где лежит подарок и предупреждена о звонке. Она же может и поиграть, напомнив, что сначала надо поздравить с Новым годом, вспомнить день ее рождения, какое у нее любимое блюдо, и только потом получить название заветного места. 

Подсказки можно писать и методом секретного письма, как заправские шпионы: например, молоком, которое при нагреве проявляется и становится коричневым. Если ваши повзрослевшие дети не прочь пошутить, можете и вы смело шутить с ними. Секретное письмо, в котором написано поздравление и указано место, где ждет подарок, заверните в большую подарочную коробку, обернув ее несколькими слоями оберточной бумаги, и просто положите под елку, чтобы она будила здоровое любопытство еще до Нового года. 

               

Используя любые из наших рецептов, помните, что какими бы увлекательными ни были поиски подарка, они — не главное в Новогоднюю ночь, поэтому не должны занимать слишком много времени. Посвятите большую часть его поздравлениям и пожеланиям самым любимым и близким. 

Автор: специалист Ярославского областного молодежного информационного центра Оксана Смирнова.