Учимся генерировать идеи

Практически любая деятельность человека подразумевает создание чего-то нового. Но что делать, если фантазия никак не хочет отправиться в полет? Ученые по всему миру долгие годы занимаются разработкой методик генерирования идей. 10 самых популярных и эффективных методик мы предлагаем вам изучить в нашей рубрике «Культуризмы».

Начнем с того, что известно многим — Мозговой штурм. Автором этого метода является Алекс Осборн. Группа людей активно предлагает различные идеи, участники группы пытаются их развить, тут же анализируют их, выявляя недостатки и преимущества.

Не менее эффективен метод Эдварда де Боно «Шесть шляп». По ходу творческого процесса человек по очереди надевает шесть шляп разного цвета. В белой он беспристрастно проверяет цифры и факты, в черной — пытается найти отрицательные черты, в желтой — анализирует положительные моменты, в зеленой — генерирует новые идеи, в красной — может позволить активную эмоциональную реакцию. Ну и, наконец, в синей шляпе, подводятся итоги работы.

                       

Метод «Ментальные карты» разработал Тони Бьюзен. В его теории делается упор на то, что креативный процесс тесно связан с памятью человека, поэтому развивать надо именно память. Он предложил написать в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, которые надо запомнить, писать на ветвях, идущих от главного слова. Идеи можно также рисовать. Создание такой карты помогает придумывать новые ассоциации, образ карты гораздо лучше запоминается.

Вы слышали о методе Синектики? Его автор — Уильям Гордон. В его теории главный источник новых идей — это поиск аналогий. Для начала необходимо выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. В первом столбце пишут прямые аналогии, во втором — косвенные, например, признаки первого столбца. Затем сопоставляют цель, объект и косвенные аналогии. Пример: объект — карандаш, задача — расширение ассортимента. Прямая аналогия — объемный карандаш, ее отрицание — плоский карандаш. Результат — карандаш-закладка.

Метод фокальных объектов от Чарльза Вайтинга. В этом методе объединяются признаки разных объектов в одном предмете. Пример: свеча и понятие «Новый год». Новый год значит праздник, искры бенгальских огней, к свече это тоже относится. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск, то выйдет «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.

Морфологический анализ, предложенный Фрицем Цвики, заключается в том, что исследуемый объект раскидывают на компоненты, из которых выбирают самые существенные характеристики. Затем их изменяют и пытаются снова собрать вместе. В итоге получается новый объект.

Если вы из тех, кому проще работать, имея соответствующие указания для этого, то вам подойдут Непрямые стратегии. Этот метод придумали Брайан Эно и Питер Шмидт. Для этого метода нужна колода карт с командами, например, «дай волю злости», «укради решение» и другие. Человек вытаскивает карты и следует указаниям.

Метод «Автобус, кровать, ванна». В его основе лежит убеждение, что новые идеи не только таятся в глубине нашего подсознания, но и рвутся наружу, надо их просто выпустить, то есть не мешать их появлению. Новая идея может прийти в голову в самом необычном месте.

Для людей с яркой фантазией подойдет Расшифровка. Необходимо взять непонятную надпись на иностранном языке, например иероглифы. У человека, разгадывающего надпись, в этот момент могут рождаться в голове самые разные ассоциации.

А еще идеи можно поймать в ловушку. Ловушка для идей предполагает фиксирование абсолютно всех идей при помощи диктофона или записной книжки. При случае вы обязательно к ним вернетесь.

                  

При написании статьи использованы материалы сайта http://www.realfacts.ru/