Информация в современном мире: как защитить ребенка

Мы живем в век информации, которая в той или иной степени воздействует на каждого. Вы, как человек, обладающий достаточным жизненным опытом, наверняка уже научились отсеивать из всего потока действительно важную информацию. Но этим не может похвастаться ваш ребенок. Он словно губка впитывает абсолютно все, что предлагает ему мир. Но мир не всегда способен предоставлять качественную и позитивную информацию. Зачастую она воздействует на сознание ребенка отнюдь не с положительной стороны.

Уже с начала 1990-х годов в России сформировалась достаточно агрессивная информационная среда. Соответственно, необходимость защитить детей от информационного воздействия, способного причинить вред как психическому, так и физическому здоровью назрела давно.

Многие родители знают, что с 2010 года в России действует Федеральный закон № 436-ЗФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Он был призван сделать защиту детей более эффективной. Однако до сих пор знакомство с этим документом для нас заканчивается на наблюдении того, что у каждого фильма появился возрастной ценз. Молодежный портал же предлагает сегодня узнать, что является основанием для его присвоения, кто отвечает за ранжирование и обязательно ли родителям следить за тем, что смотрит их чадо.

По общему правилу среди несовершеннолетних запрещено распространение информации:
•    Иллюстрирующей (изображение или описание) жестокость, психическое или физическое насилие, преступления;
•    Вызывающей у детей страх или панику;
•    Описывающей половые отношения;
•    Содержащей бранные слова и выражения.

При проведении классификации информационной продукции учитывается не только жанр, тематика, содержание и художественное оформление, но и особенности восприятия информации детей каждой определенной возрастной категории.

Детям, не достигшим шести лет, не рекомендуется подавать информацию, хоть как-то способную принести вред их здоровью или развитию. Даже если в фильме будут присутствовать эпизоды ненатуралистического изображения насилия, они будут изображены при условии торжества добра над злом и выражении сострадания к жертве насилия и осуждении подобных действий.

Детям младшего школьного возраста считается допустимым показывать кратковременные и ненатуралистические изображения или описания болезни человека (при условии, что это описание не унижает человеческое достоинство больного).

Может допускаться упоминание несчастного случая без демонстрации его последствий. Также школьники могут адекватно оценить информацию о совершении антиобщественных действий или преступлений без излишней конкретизации и при условии, что будет выражено отрицательное отношение к лицам, их совершающим.

Для детей, достигших возраста 12 лет, считается допустимой демонстрация насилия без конкретизации, то есть без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий. Но и в этом случае обязательно должно быть выражено сострадание к жертве и осуждение жестокости.

Допускается эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, табачных изделий, при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость их применения, осуждаются подобные антиобщественные действия и указывается опасность их употребления.

Вскользь могут содержаться изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной, но они не должны иметь описательный характер. Изображение непосредственно действий сексуального характера, способных вызвать интерес к сексу, запрещены.

Подросткам могут быть показаны сцены несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти, без натуралистического показа их последствий.

Именно этой возрастной категории рекомендована информация о наркотических средствах или психотропных веществах (без их демонстрации), а именно об их опасных последствиях с демонстрацией таких случаев. Но только при условии, что выражается отрицательное отношение к их употреблению.

Могут проскальзывать отдельные бранные слова, не относящиеся к нецензурной брани.
Описание половых отношений между мужчиной и женщиной не должны носить описательного характера и иметь оскорбительных характер.

Если вы собираетесь посетить с ребенком какой-либо фестиваль, вы должны помнить, что в случае демонстрации нескольких видов информационной продукции для детей разных возрастных категорий знак информационной продукции должен соответствовать старшей возрастной группе.

Если когда-нибудь будете помогать вашему ребенку в организации массового мероприятия (например, школьной дискотеки или выпускного), то советуем запомнить, что вы обязаны на объявлении или афише указать возрастной ценз. При этом размер знака должен составлять не менее 5% площади объявления, приглашения или билета.

Допуская детей к интернет-серфингу, помните, что сайт, не зарегистрированный как средство массовой информации, может содержать знак информационной продукции, однако он устанавливается их владельцами самостоятельно, и за соблюдением Закона в данном случае никто особо не следит.

Экспертиза информационной продукции проводится специальными экспертами, аккредитованными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органов исполнительной власти (Минобрнауки).

Это могут быть представители органов государственной власти, местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, общественные объединения и обычные граждане. Однако, они должны иметь высшее образование и обладать специальными знаниями, в том числе в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии.

Реестр аккредитованных экспертов и экспертных организаций является открытым и доступным для ознакомления.

Законодательством также предусмотрена возможность проведения общественного контроля в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию.

Этот контроль могут осуществлять зарегистрированные в установленном порядке (в качестве экспертов) граждане и общественные объединения. При осуществлении общественного контроля они могут осуществлять мониторинг оборота информационной продукции и доступа детей к информации, в том числе посредством создания «горячих линий».

Автор: Ольга Лавринок.