Домашнее задание. Помогать или нет ребенку при его выполнении?

Пожалуй, самая проблемная сфера для многих семей с началом учебного года — выполнение ребенком домашних заданий. Без ежедневной домашней работы даже самым талантливым детям трудно усваивать учебный материал. Самостоятельное домашнее повторение — залог хорошего восприятия и запоминания. Все родители мечтают, что их ребенок будет без напоминаний приступать к урокам и правильно выполнять все задания. Но если это и возможно, то далеко не сразу. Для этого ребенку необходимо, в первую очередь, развить самостоятельность, ответственность и уверенность в своих силах.

Сегодня в авторской рубрике «Я.Ты.Мы»: все про отношения в семье и за ее пределами» специалист Ярославского областного молодежного информационного центра Анна Мельниченко расскажет о причинах возникновения сложностей с выполнением домашних заданий и даст рекомендации родителям.

             

Каковы же причины возникновения сложностей с домашними заданиями? Давайте разбираться. 
1. Физические причины

Часто то, что кажется родителям «ленью», «отсутствием дисциплины» или «глупостью» ребенка, оказывается проблемами работы нервной системы. Например, ребенку трудно сосредоточить внимание или удержать его. Он излишне импульсивен, возбудим или, напротив, заторможен. В данном случае перед тем, как его «воспитывать», «приучать» и т.д. нужно скорректировать проблемы со стороны работы нервной системы. Выделите 30 минут в день на упражнения, развивающие память, внимание, мышление. Можно дополнить данные упражнения пятиминутками с гимнастикой для пальчиков, глаз, всего тела.

Делать уроки надо в проветренном помещении, при хорошем физическом самочувствии, после отдыха. Ребенок не должен быть усталым, голодным и т.п. Подбирать режим смены работы и отдыха следует индивидуально (зачастую путем неоднократных проб и ошибок).

                

2. Психологические причины
В связи с тем, что основной деятельностью ребенка долгое время перед школой была игра, то конечно, желание продолжать играть преобладает над желанием получать новые знания. Ребенок прекрасно себя чувствует, когда играет и потому стремится к игре. Такого же интереса к овладению знаниями, выполнению заданий учителя у ребенка еще не сформировано, в связи с чем, малыш практически не способен прилагать самостоятельные усилия в учебной деятельности. 

Самый простой выход из этой ситуации — обучать играя. То есть в прямом смысле продолжать играть с ребенком, параллельно обучая его считать и писать, умножать и делить. И уже после, постепенно, по мере того, как его станет увлекать сам процесс учения, снижать игровой компонент. 

Часто у детей не с первого раза что-то получается правильно, и по этому поводу они могут долго переживать. В этом случае для них становится свойственно начинать избегать той деятельности, которая приносит негативные переживания. Особенно плохо переносятся ситуации, когда ребенок не просто не справлялся с учебой, но и подвергался критике, оскорблениям, унижениям за неуспех со стороны взрослых.

          

3. Семейные причины
Часть можно встретить семьи, в которых родители уделяют внимание ребенку исключительно в рамках проблемных ситуаций. Пока у ребенка все идет хорошо — взрослые решают свои проблемы. Подобные ситуации не обязательно связаны с пренебрежительным отношением к ребенку: родители могут быть очень заняты на работе, нуждаться в заработках и не иметь возможности уделить ребенку больше времени и т.д.

Но это, к сожалению, не решает той проблемы, что ребенок чаще всего неосознанно воспринимает такое положение дел как пренебрежение и начинает неумышленно создавать проблемы, ожидая, что взрослые переключают свое внимание на него, чтобы ему помочь. 

Также, проблемы ребенка с выполнением домашних заданий могут быть симптомом конфликтных отношений между взрослыми. Например, если мама и бабушка спорят между собой о том, кто лучше воспитывает ребенка. Малыш, любящий их обеих, становится неуспешным, чтобы бабушка не «победила» маму или наоборот. Такое поведение ребенка, естественно, не является осознанным и умышленным. Проблемы, возникающие у ребенка могут отвлекать взрослых от ссор между собой — если ребенок совершенно не в состоянии заниматься самостоятельно, и выполнение домашних заданий происходит очень медленно, то времени и сил на ссоры попросту не остается.

           

Рекомендации, которые стоит соблюдать родителям, помогающим детям с домашним заданием.
Организация пространства

Чтобы повысить эффективность при выполнении домашнего задания, у ребенка должно быть свое место — письменный стол, стул, лампа и т.д. Чтобы ребенка ничего не отвлекало от учебы на столе не должно быть ничего лишнего (игрушки, книги и т.д.). Даже присутствие учебника по литературе в момент выполнения задания по математике будет отвлекать от процесса. 

Режим и расписание
Составьте вместе с ребенком расписание домашних занятий, чтобы не откладывать решение упражнений на вечер. Выбирайте время с учетом интересов ребенка. Обязательно надо составить расписание так, чтобы осталось время на просмотр любимого мультфильма и на перерыв с чаем и шоколадкой. И, конечно, необходимо добавить время на переменку — чтобы побегать и попрыгать. 
    
Сохраняйте дистанцию
Важно помнить, что домашнее задание дали вашему ребенку, а не вам. У родителей очень часто появляется желание решить задачу или написать сочинение за пару минут, и не смотреть как ребенок корпит над ним уже целых два часа. Смысл домашнего задания в том, чтобы научить ребенка планировать, организовывать и представлять информацию самостоятельно, а не в том, чтобы у него получился самый сложный или красивый конечный продукт. Вам разрешается подкинуть идеи и помочь с организацией технической стороны, но содержание и непосредственное выполнение задание остается за ребенком. 

              
    
«Нет» негативной критике
Оценочные суждения, в особенности имеющие негативный эмоциональный тон, не только не помогают, но и ухудшают умственную деятельность. Пока у ребенка не развита внешняя мотивация, чем больше вы будете критиковать его, тем меньше он будет вас понимать. 

Постарайтесь в общении с ребенком отказаться от «формул прямого внушения», где используются слова «никогда», «всегда», «вечно», «опять». Не акцентируйте внимания на ребенке, используя негативные определения, такие как «ленивый», «невнимательный» и прочие. Постоянное повторение таких формул показывает ребенку, насколько мало он может, и отбивает интерес к учебе.

Необходимо хвалить ребенка за успехи, даже минимальные. Реагировать на неудачи следует спокойно, сдержанно, доброжелательно. Нужно ободрять ребенка: «Сейчас получилось действительно не очень хорошо, но ты еще постараешься, я тебе помогу. И постепенно всё получится». 

«Лестница сложности» наоборот
Выполнение домашнего задания следует начинать с самого сложного задания, требующего дополнительных усилий. В противном случае уставшему ребенку будет сложно воспринимать непонятный материал.
    
Работаем своим примером
Конечно, не всегда хочется родителям терять время, пока ребенок делает уроки. Ведь можно сделать и свои домашние дела, прибрать, приготовить поесть, отдохнуть и т.д. Однако способность малыша концентрироваться и так пока не слишком велика, а при такой ситуации и вовсе сходит на нет. Ведь пока он тут сидит над уроками, вы в это время в другой комнате делаете явно что-то более интересное. И ему кажется, что жизнь проходит мимо, пока он тут страдает.

          

Именно поэтому, пока есть возможность, необходимо стараться поддерживать ребенка собственным примером. Пока он делает уроки, вы тоже можете сделать свои: почитать книгу, написать письма, заполнить документы, оплатить счета. Считайте, что это — ваше домашнее задание. 

Дополнительные занятия никогда не будут лишними
Даже если все уроки сделаны, не спешите убирать учебники. Выделите время, чтобы заняться ребенком дополнительными занятиями. Пишите сочинения вместе, диктанты, решайте задачи, примеры. Можно разобрать школьный материал немного вперед, чтобы ваш школьник чувствовал себя уверенней.

В погоне за успешностью в обучении не лишайте ребенка возможности посещать спортивные секции, музыкальную школу, танцы, студию рисования. Дети, которые имеют дополнительные нагрузки, помимо школы, более дисциплинированные, мотивированные. С детства у них есть цель. Проблемы с учебой у таких детей возникают гораздо реже.

Ну и напоследок, помните, что уроки — это еще не вся жизнь. Играйте со своим ребенком, гуляйте, читайте и проводите время вместе. Не бойтесь, что это окажет «антипедагогическое воздействие» на ребенка и он подумает, что можно плохо учиться и получать приятный досуг. Ребенку нужна поддержка и понимание того, что родители любят его в любом случае. Это придаст ему сил справляться с трудностями в учебе.

В статье использованы материалы сайта: http://www.kgu.ru/roditeljam/psikholog/561/