Азы коммуникативных навыков: 7 простых советов

С самого начала развития человечества мы постоянно совершенствовали методы, помогающие нам донести окружающим наши сообщения. Мы хотим быть правильно понятыми, а потому стремимся использовать жесты и интонации, а также тщательно подбирать и продумывать произносимые слова. Не все в этой науке, увы, преуспели. Ускорение прогресса приводит к тому, что люди разных поколений, даже с разницей в несколько лет, с трудом начинают понимать друг друга. И дело даже не в разнице взглядов и воспитания, зачастую проблема в манере общения. Сегодня в нашей постоянной рубрике «Культуризмы» мы постараемся определить, как правильно донести свои мысли до собеседника. 

1. Подумайте прежде, чем что-то говорить 
Золотое правило общения звучит так: думайте, что вы говорите, а не говорите, что вы думаете. Для достижения этой цели необходимо услышать то, что вы говорите, прежде, чем вы это произнесёте. Задумайтесь на мгновение. Проанализируйте, что вы планируете сказать, и оцените, действительно ли ваши слова звучат так, как вы этого хотите. Вы же помните народную мудрость о том, что слово — это не воробей, и поймать его, когда оно уже вылетело, невозможно. 

2. Установите зрительный контакт 
Контакт глаз подчеркивает искренность и открытость общения, а без искренности вы вряд ли сможете заставить человека понять вашу точку зрения. Помните, что все животные, включая человека, используют зрительный контакт, чтобы «прочитать» намерения другой стороны. Уверенный взгляд привлекает аудиторию. Вы можете требовать к себе внимания только тогда, когда вы сами это внимание проявляете.
 

3. Используйте собственное тело, чтобы донести свою точку зрения
Научные исследования говорят о том, что жесты напрямую связаны с языком, а умелые коммуникаторы всегда используют все доступные им инструменты. Такие движения, например, как взмах рукой, щелчок пальцами или притопывание ногой могут послужить дополнительным эффектом к вашему месседжу и сделать его более понятным. 
 

4. Будьте проще
Не пытайтесь выпалить массу предложений на одном дыхании. Упростите и систематизируйте свои мысли для того, чтобы их было легче понять. Прямые и чёткие утверждения очень хорошо срабатывают, позволяя вашей аудитории их быстро «переварить», а не потеряться в хаосе ваших рассуждений. Краткость, ёмкость и доступность также способствует повышению интереса у слушателя и улучшению его восприятия.

5. Долой сомнения и колебания
Продумывание того, что вы хотите сказать, поможет вам избавиться от вредной привычки колебаться и говорить неуверенным тоном. Вряд ли вам будет интересен собеседник (или лектор), который говорит либо вяло, либо монотонно, перемежая речь паузами, междометиями и словами-паразитами. Уверенность в том, что вы говорите, доказывает правоту и справедливость ваших слов, а также убеждает слушателя в том, что вы на самом деле верите в то, что говорите.

6. Следите за языком своего тела
Использование жестов в коммуникациях — правильный прием, однако будьте внимательны и не позволяйте вашему телу подавать знаки, которые вряд ли понравятся собеседнику: например, закатывание глаз, томные вздохи, саркастичные ухмылки. Они наверняка будут только препятствовать общению, поскольку несут не позитивные сигналы, а неприятные или недружелюбные.

7. Чтобы быть услышанным, нужно самому уметь слушать
Коммуникации предполагают взаимный обмен мыслями. Слушая людей и мир вокруг вас, вы сможете научиться различать, что является лично для вас понятным, а что нет. Иными словами, чтобы быть правильно услышанным, нужно самому уметь правильно слушать. Одна из основных причин того, почему общение не складывается, заключается в том, что слушатель попросту вас не слушает из-за того, что его не слушаете вы, а ваши мысли бегут впереди вас. 

Умение донести собственные мысли — не самая лёгкая задача, но установление эффективного контакта и правильное ведение дальнейшего общения стоит той энергии, которую вы затратили.