Дети и деньги

«Мама, а что за бумажку ты держишь в руках?»; «Папа я хочу себе эту монетку!»; «Петя сегодня получил от родителей 10 рублей за хорошее поведение. А почему вы мне ничего не дарите?». Вопросы, касающиеся денег, дети начинают задавать уже с 4-5 лет. Именно в этот момент в жизни родителей появляются слова «карманные деньги». 

Карманные деньги (с англ. pocket money) — это сумма, выделяемая детям на их собственные нужды. Цель выдачи карманных денег — не просто удовлетворить определенные потребности ребенка, а научить его должным образом распоряжаться полученными средствами. Важно также объяснять, что такое экономия, как можно копить деньги на крупные покупки.

«С какого возраста давать ребенку карманные деньги?»; «За что давать карманные деньги?»; «Как научить ребенка знать цену деньгам?». Родители, которые интересуются данными вопросами, могут найти ответы в книге американских психологов Кена Дэвиса и Тома Тейлора «Дети и деньги». Авторы делятся наиболее эффективной системой выдачи карманных денег:
1. Давать карманные деньги ребенку можно с шести-семи лет.
2. Для начала нужно объяснить ребенку смысл карманных денег и договориться о том, какие расходы ребенка они будут покрывать.
3. Сумма должна быть разумной и увеличиваться с возрастом.
4. Маленьким детям деньги нужно выдавать еженедельно в определенный день, а подросткам можно выдавать деньги раз в месяц.
5. Выдача карманных денег не должна зависеть от поведения и оценок и не должна отменяться в качестве наказания.
6. Установленная сумма денег не должна увеличиваться под предлогом того, что ребенок уже все истратил.
7. Ребенку нужно позволить тратить свои деньги по собственному выбору.
8. У ребенка должны быть обязанности по дому, которые он выполняет бесплатно.
9. Ежегодно (в день рождения ребенка) сумма карманных денег и обязанности ребенка должны увеличиваться.

Как дети получают свои карманные деньги в разных странах

Германия
Уже с 5 лет детям в этой стране дают карманные деньги. С ранних лет детей учат зарабатывать свои карманные деньги не только за хорошие дела, но и с помощью продажи старых ненужных вещей, игрушек и книжек на блошиных рынках. Таким образом, ребенок с самого детства понимает, что деньги можно и нужно зарабатывать.

Франция
Современные родители учат детей вести финансовый учет здесь так же с ранних лет. Популярным становится ведение тетрадки приходов и расходов денежных средств. 

США
«Помыл посуду — держи доллар», именно этой политики придерживаются взрослые по отношению к детям. Чтобы получить карманные деньги, ребенок должен обязательно сделать какую-нибудь работу по дому. С подросткового возраста дети начинают стричь газоны соседей, разносить почту, мыть машины, чтобы заработать себе на развлечения и заветные желания.

Англия
Здесь, как и во многих странах, практикуется система подработок у родителей. Но если ребенок начинается зарабатывать самостоятельно, то его могут ограничить в карманных деньгах, начать штрафовать. Порой родители снимаются проценты за то, что ребенок самостоятельно работает, но при этом до сих пор живет с родителями на продукты и оплату дома. Таким образом, ребенку преподносится урок, что не все заработанные деньги ты можешь потратить только на себя.

Венгрия
А вот в Венгрии детей учат обращаться с деньгами прямо во время учебных занятий в школе с помощью различных интерактивных игр.

Из личного опыта. Марина 27 лет
«Я одна воспитываю девятилетнего Семена. Именно с ранних лет я решила научить распоряжаться его своими карманными деньгами с умом. У нас в семье существует такое правило. За каждое полезное дело и помощь мне по дому, а также за хорошие оценки в школе он получает по 10-50 рублей. Раз в месяц мы ходим с ним в кафе и делаем небольшой заказ — чай и пирожное. Болтаем на разные темы: я расспрашиваю его о том, как прошел день; что полезного и хорошего он сегодня сделал, открыл ли он что-то новое для себя. После того как все вкусности съедены и чай выпит, сын достает свой маленький кошелечек и платит за нас. Люди вокруг недоумевают, что происходит. А я считаю, что мой сын постепенно учиться быть мужчиной. Таким образом, я формирую его джентльменские навыки: получать удовольствие не только для себя, но и радовать других».

А напоследок «копилка советов»
Подарите ребенку красивую копилку, в которую он будет откладывать свои карманные деньги, чтобы научиться хранить и сберегать свои средства. 

Можно сшить для малыша мешочек добрых дел, в который он будет класть по одному жетончику за хорошие дела. Жетончиками могут быть фишки, камушки, палочки, звездочки. Каждый день он зарабатывает жетончики за добрые дела и помощь окружающим. В определенный момент (по договоренности) жетончики обмениваются на вознаграждение. Это могут быть деньги или сюрприз. Благодаря этому ребенок приучается к посильному труду и видит, что от этого труда или помощи получает вознаграждение и благодарность окружающих. Постепенно ребенок из потребителя превращается в созидателя.

Будьте образцом для своего ребенка. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» (Себастьян Брандт). Не только мотивируйте ребенка к хорошим поступкам для зарабатывания денег, но и рассказывайте о своем личном опыте, какие добрые дела вы совершаете каждый день. Ребенок будет понимать, что это не просто нравоучения, а нормы жизни. 

Автор: педагог-психолог «Ярославского областного молодежного информационного центра» Анна Мельниченко

Дата проведения: 
Понедельник, 29 августа, 2016 - 15:00