Родителям первоклассников посвящается

Поступление ребенка в школу — это стресс. И не только для ребенка, но для всей семьи. Потому что привычный уклад жизни меняется с появлением в семье школьника. Перемены касаются и утренних сборов, и вечернего отдыха. Если раньше мама и папа по приходу с работы имели возможность отдохнуть, то теперь с первоклассником нужно обсудить самочувствие, поведение, сделанные/несделанные уроки, помочь, в случае необходимости. ​О задачах, которые приходится решать родителям первоклассников, поговорим сегодня вместе с Оксаной Смирновой, педагогом-психологом Государственного учреждения Ярославской области «Ярославский областной молодежный информационный центр»​, в нашей постоянной рубрике «Я. Ты. Мы: все об отношениях в семье и за ее пределами».

             

Сколько советов уже дали родителям педагоги, психологи, врачи и даже консультанты магазинов. Психологи обращают внимание на то, что первокласснику необходимо, в первую очередь, желание учиться, все остальное приложится. Педагоги рекомендуют говорить с ребенком о правилах и нормах школьного поведения. Детские магазины призывают покупать самую качественную школьную форму, которая, по-видимому, устойчива к любым нарушениям правил поведения в школе. Все эти советы имеют то или иное отношение к понятию «школьная готовность» или «готовность к обучению в школе». 

Готовность ребенка к школе помогает ему быстрее адаптироваться к школьным требованиям, школьному распорядку, школьному коллективу. Но мы сегодня решили подойти к вопросу обучения первоклассника с точки зрения житейской и, дополняя советы профессионалов, предлагаем подумать не о школьной готовности ребенка, а о готовности родителей спокойно и разумно принимать нюансы, сопровождающие его обучение в школе. 

В первую очередь, давайте определимся, какие задачи в принципе приходится решать родителям первоклассников? Список задач, которые ставит перед собой каждый отдельный родитель, может быть огромным. Но самые крупные умещаются в 5 пунктов.
1. Материальное обеспечение школьника. 
2. Обеспечение присутствия ребенка в школе.
3. Родительский контроль над процессом и результатами обучения ребенка. 
4. Психологическая помощь и поддержка ребенка. 
5. Обеспечение здорового образа жизни первоклассника. 

             

Материальное обеспечение школьного обучения — довольно затратное дело. Сюда входит покупка рюкзака, школьной и спортивной формы, канцелярских принадлежностей, оплата питания в школе, добровольные родительские взносы, оплата проезда до школы и обратно. 

В настоящее время выбор школы — дело техническое и в большинстве случаев зависит от места проживания. Однако стоит быть готовым к тому, что потребуется особая школьная форма, родительские взносы на интересную, но дорогостоящую внешкольную программу, охрану школы и ремонты различного уровня. Многие мамы и папы перестают ходить на родительские собрания, потому что всякий раз чувствуют себя тревожно в ожидании очередных «добровольных взносов». Если материальное положение не позволяет полностью соответствовать статусу школы, гимназии или класса, будьте готовы либо с каменным лицом противостоять остальному родительскому сообществу, либо взять на себя организацию поиска более демократичных предложений. Уверяем вас, остальные будут только рады такой инициативности.

Приготовьтесь к тому, что школьная форма имеет свойство приходить в негодность. Не ждите от ребенка, особенно мальчика, что он будет блюсти чистоту и целостность школьной формы. Вряд ли он проходит в одной и той же одежде и обуви весь год. Во-первых, дети вырастают, во-вторых, мальчишкам приходится иногда в прямом смысле бороться за «место под солнцем» среди одноклассников, а это значит вполне возможно, ему будет не до того, чтобы блюсти красоту и аккуратность. 

             

Будьте готовы к неожиданным потерям «сменки», дыркам на рубашках и порвавшимся брюкам. «Подложите соломку», чтобы не нервничать потом: можно купить на одни брюки больше (в запас) или зарезервировать на счету достаточно денег, чтобы их вовремя отремонтировать или купить, а лучше сделать и то, и другое, чтобы не кричать всякий раз «да на тебя не напасешься!». 

При покупке рюкзака, как бы не взывал к вашему родительскому долгу консультант магазина, не торопитесь покупать самый дорогой. Помните, что таким красивым, как в магазине, он перестанет быть примерно через месяц. А иногда нельзя без слез смотреть на то, как рюкзак летает между рядов или по лестнице. И дело вовсе не в том, что ваш ребенок не умеет беречь вещи, его может пнуть или бросить любой из находящихся в классе и за его пределами. Можно осмотреть внимательно дорогой товар, который предлагает вам консультант, выслушать его мнение о влиянии на здоровье тех или иных приспособлений и пойти в другие магазины, искать актуальный нынче рюкзак с ортопедической спинкой по более демократичной цене, чтобы не беситься всякий раз, представляя на его месте внушительную стопку потраченных купюр. 

Обеспечение присутствия ребенка в школе обычно не вызывает больших проблем, если школа находится рядом с домом или есть дедушки и бабушки, готовые провожать ребенка туда и обратно. Но если школа далеко и родители сами собираются довозить ребенка до нее, сейчас, летом, самое время договориться, кто из родителей будет отвозить, кто будет забирать из школы, как будете выходить из положения, если ни тот, ни другой не сможет выполнить свои обязанности вследствие форс мажорных обстоятельств. Чтобы потом не кидать друг другу обвинения в беспечности, можно несколько раз проехать до школы и обратно, подсчитав затраченное время и, соответственно, время выхода из дома. Хорошо было бы заранее показать ребенку наиболее безопасный путь из школы и в школу. Безопасный, а не короткий. Можно попросить его побыть «старшим» и проводить вас до школы и обратно. И предусмотрите для него кошелек, в котором всегда будут лежать деньги на проезд и ключи от дома «на всякий случай».

           

Обратите внимание на группу продленного дня, которая способна сильно облегчить жизнь работающим родителям. Правда, количество детей, которых принимают в «продленку», может быть ограничено. Поэтому желающим родителям необходимо ходить на все собрания и читать все записки от учителя, чтобы не пропустить предложение записаться в группу продленного дня. 

Вы спросите, почему контроль над процессом и результатами обучения ребенка стоит только на третьем месте? Потому что первый класс играет роль перехода в жизни ребенка от одной деятельности, игровой, к другой, учебной. Поэтому и процесс, и результаты учебы в первом классе можно оценить только с точки зрения адаптировался ребенок или нет к особенностям школьной жизни. 

Педагоги и психологи говорят, что нужно обязательно поддерживать любые победы ребенка. С этим трудно поспорить. Но у взрослых людей, которые забыли, как писали крючки до того, как взялись за диссертацию, могут быть абсолютно неадекватные ожидания от первоклассника. Особенно, если сами родители не испытывали трудностей в начальной школе или не помнят о них. Редко встретишь родителей, которые обижались бы на своих детей за испачканные пеленки, а вот за испачканные тетрадки — сколько угодно. Хотя и в том и в другом случае период марания неизбежен. Смиритесь с этим примерно на год. Не мучайте первоклашку переписываниями страницы по 10 раз.

             

Часто можно слышать о том, что не стоит учить ребенка читать до школы, придет время и его этому научат профессионалы, владеющие соответствующей методикой. Это так, но лишь отчасти. Действительно, систем обучения несколько, и для каждой актуальна своя методика. Педагогу неудобно переучивать того, кто иначе учился читать. Однако если ваш ребенок уже интересуется буквами, сам складывает звуки в слова, тормозить его на этом пути нельзя так же, как и лишний раз настаивать на чтении. 

Есть еще один нюанс: невозможно предсказать, как быстро нечитающий ребенок научится читать, а современный процесс обучения крайне стремителен. Ваш первоклассник может попасть в ситуацию, когда задачи по математике он решает медленно или неверно просто потому, что не понимает смысла прочитанного условия. А понимание смысла приходит с развитой техникой чтения. Чтобы ребенок думал не о соединении букв в слова, а о смысле прочитанного, хорошо было бы позаботиться, чтобы к школе он уже знал буквы, звуки и умел соединять их в односложные слова типа «кот» или «дом». В этом случае к тому времени, когда у первоклашки возникнет необходимость самостоятельно читать условие задачи, он уже будет делать это вполне осмысленно.

Важнейшая задача родителей на первом году учебы — помочь ребенку сохранить бодрое настроение, чтобы он не «опустил руки» («У меня ничего не получается!»). Ведь он еще учится учиться. Поэтому каждый новый крючок в его тетради, который получился лучше, чем вчерашний, достоин похвалы. Подчеркивайте результативность его усилий, даже если они мизерны: «Москва не сразу строилась». Хвалите так, как будто он кандидатскую защитил. Подумайте о том, что вполне возможно когда-нибудь вы будете комплексовать на фоне его образованности и профессиональных успехов. 

             

К тому же, процесс «обучения учению», довольно скучный. Мотив «чтобы научиться писать буквы» очень хорошо понятен взрослым, но не ребенку. И иногда кажется, что единственная возможность научить писать, это просто заставить. Приготовьтесь разнообразить скучную работу, чтобы ребенку было ради чего корпеть над тетрадкой. Каким может быть мотив? «Когда напишешь красиво, целых двадцать минут будем играть в твою любимую игру». Можно в работу ввести игровой мотив. Например, для маленьких любителей динозавров подойдет: «Этот крючок — часть крылышка птеродактиля. Научишься его писать, приступим к голове, и из них можно будет составить целый рисунок». Проверено на реальном ребенке. Самое главное, присмотреться, что нравится вашему чаду и «совместить» этот мотив с выполнением домашнего задания. Будьте готовы к тому, что и новый мотив не будет работать всегда одинаково. 

А вот сидеть рядом с ребенком, а уж тем более за него делать домашнюю работу, чтоб было «красивее», стоит лишь в том случае, если вы готовы делать это все одиннадцать лет. Пусть реферат (и это тоже пишут современные первоклассники), который он напишет или скачает из интернета, будет с ошибками, зато он научится это делать сам. Как в той пословице: «Если хочешь помочь голодному, дай ему не рыбу, а удочку». Такой подход сильно облегчает родительскую миссию на протяжении всей школьной жизни ребенка, а последнему оставляет достаточно пространства для его собственного развития. Вам остается только проконтролировать выполнение задания.

Помимо материнской и отцовской помощи эффективным способом поддержать ребенка может стать беседа с учителем перед началом учебного года. Что ему стоит открыть, так это особенности мотивации ребенка. Например, «мой сын честолюбив и его достаточно похвалить, чтобы он начал «рыть землю» с новой силой» или «моей дочери достаточно сказать, „наверное, это сложно для тебя“ и она сделает все, чтобы у нее получилось лучше всех». Конечно, хороший педагог и так это увидит, когда будет искать ключик к новым ученикам, но вы тем самым облегчите ему поиски и сократите время. Это еще и дипломатический ход: теперь педагог, у которого в классе много детей, будет неосознанно выделять именно вашего ребенка.

           

Приготовьтесь уважительно отзываться об учителе при ребенке. Попробуйте встать на его позицию: первый класс для учителя — это тридцать новых душ, которые держат его в состоянии повышенной тревожности. В ситуации выказывания родителями неуважения к учителю при ребенке, у последнего возникает вопрос, а почему я его, такого, должен слушать и может появиться желание переложить ответственность за результаты учебы на учителя: это не я не справился, это он мне плохо объяснил. 

Успехи ребенка в школе, результаты обучения сильно зависят от самочувствия и здоровья маленького ученика. К обеспечению здорового образа жизни первоклассника относится соблюдение распорядка дня, своевременный сон, отдых, прием пищи, ее качество и многое другое.

Если ребенок весь день находится в школе, родителям достаточно оплатить его завтраки и обеды, и побеспокоиться только об ужине. Если же первоклассник не остается на полный день в школе, он должен съесть дома горячий обед. Поможет хорошая привычка держать в холодильнике что-то, что он может съесть в отсутствие родителей, и это что-то должно соответствовать понятию «здоровая еда», то есть не чипсы, не газировка, не конфеты и другие продукты под общим названием «фаст фуд». Ко всему прочему, за лето можно научить ребенка простейшим кулинарным операциям: делать салат, разогревать в микроволновой печи каши или супы, жарить яичницу или отваривать яйца. Когда-нибудь вам все равно пришлось бы его этому научить, так почему не сейчас?

            

Природосообразность распорядка дня также очень важна для первоклассника. Нужно учесть, что эффективность работы маленького школьника подвержена суточному режиму, как и ваш рабочий день. Установлено, что первый урок приходится на период врабатывания в учебный процесс, на второй урок приходится пик работоспособности. Высокое напряжение умственных сил у первоклашки не бывает долгим, и уже к третьему уроку работоспособность падает, а на четвертый урок остается минимум внутренних резервов. Чтобы выработать у ребенка привычку вовремя делать домашнее задание, установите точное время для его приготовления. Уроки лучше всего делать в период 15-16 часов после отдыха. Не стоит садиться за них сразу — ребенок не успеет отдохнуть, а работоспособность к этому времени, как вы помните, стремится к нулю. Не стоит переносить уроки и на вечер — письмо требует аккуратности и усидчивости, уставший школьник будет допускать помарки и описки, да и сидеть над заданием намного дольше, чем в дневное время.

Если в вашем доме будущий первоклассник и школьник средних или старших классов обитают в одной комнате, у младшего могут быть сложности со сном, а следовательно с вниманием на первых уроках: старшеклассники сидят допоздна, а при включенном свете или играющей музыке малышу будет выспаться почти невозможно. Стоит ввести правило, по которому старший после 9 часов вечера, переносит приготовление уроков в другую свободную комнату. 

Утром, если родители отвозят ребенка в школу на авто, у него нет возможности до конца проснуться, в отличие от тех, кто идет до школы пешком. Поэтому на первом уроке дети часто досыпают и пропускают все, что им говорят. Высаживая спящее чадо у школы, приготовьтесь давать ему маленькие заданьица: например, допрыгать до школьной двери на одной ноге, добежать до нее за 5 минут, отгадать загадку. Пока он прыгает и бегает, успеет проснуться. Да, кстати, приготовьте для него маленькие сюрпризы, чтобы поощрить выполнение заданий. 

                     

Мы уверены, вы сможете добавить к этому списку задач и уровням готовности свои варианты. Даже попытка подумать о них заранее и предусмотреть возможные выходы поможет снизить градус беспокойства в течение учебного года. 

Если вы наберете фразу «Готовность к школьному обучению» в поисковике, то получите сразу множество вариантов. Один из них гласит: «это уровень физиологического, социального и психического развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья». Готовность же родителей к трудностям первого школьного года помогает им спокойно выполнять свои родительские задачи без ущерба для психологического самочувствия и здоровья всей семьи.