Воспитать патриота

В современном мире, где особый акцент делается на открытость границ и окна возможностей, перед многими родителями остро встает вопрос: стоит ли ребенку прививать чувство патриотизма, долга перед своей страной, любовь к нации, к которой он принадлежит. Не лучше ли воспитывать его «гражданином мира»: где понравилось, там и поселился, с кем удобно, на тех и поработал? 

Воспитание ребенка патриотом — весьма ответственный и неоднозначный процесс. Потому что патриотизм, как чувство преданности своей стране, работа на ее благо и защита ее интересов — это мировоззренческий выбор. Его и взрослому-то сделать не всегда просто. Развитие человека как гражданина и патриота продолжается всю жизнь. Так, трехлетний малыш, который первый раз смотрит парад Победы у папы на плечах, и 50-летняя женщина, решившая впервые прийти на выборы, в одинаковой мере вступают на новый уровень патриотизма и гражданской активности. 

Однако свое начало гражданственность и патриотизм наряду со всеми остальными ценностями берут именно в семье. Семья — это место, где у ребенка есть возможность осознать себя человеком, отдельной личностью и членом семьи, впервые испытать удовольствие от чувства единения с другими людьми и осознать ценность служения интересам семейного сообщества. 

С самого рождения у ребенка есть несколько опор, тех, что помогают ему жить и обеспечивают нормальное развитие: любовь, защита и забота матери и отца, дедушек и бабушек, других представителей большой семьи. Постепенно, развиваясь, ребенок начинает соотносить себя не только с расширенной семьей, но и с людьми, которые живут на одной с ним улице, в одном городе, в одной стране, вслушивается в информационное поле вокруг себя, ловит эмоции, которые оно вызывает. 

Патриотизм и гражданственность начинаются с формирования национальной идентичности маленького человека, когда он начинает отождествлять себя не только с отцом и матерью, семьей и родом, но и с малой родиной, нацией и всей страной. В какой-то момент к малышу приходит понимание, что Россия, о которой так много говорят по телевизору — это та самая страна, в которой живет и Он тоже.

В этот момент в первую очередь от родителей, от того, какими словами они встретят открытие ребенка: «да, ты — Россиянин, гордись этим» или «тебе не повезло с местом рождения, милый», зависит то, какие чувства он испытает от осознания себя гражданином России.

Родителям, которые желают блага своему ребенку, важно понимать: чем больше у человека опор, тем лучше. В то же время, чем устойчивее опора на народ, нацию и страну, тем уверенней он будет себя чувствовать в этой стране, тем лучше ему жить и достигать успеха в ней. Что называется «где родился, там и пригодился». 

Если ваш родительский выбор пал на формирование патриотизма, то возникает вопрос: как вырастить патриота?

Национальная идентичность не обусловлена фактом рождения, это часть идентичности, которую необходимо воспитывать, взращивать в маленьком человеке. В дошкольном и младшем школьном возрасте именно родители, как самые значимые люди в жизни ребенка, являются носителями духовно-нравственных ценностей, в том числе патриотической и гражданской позиции. Родители воспитывают ребенка, читая ему сказки, былины, водя хороводы и успокаивая колыбельными на ночь или отвечая на многочисленные детские вопросы о том, что он слышит в информационном поле семьи: по ТВ или на просторах Интернета. И каких бы высоких и патриотичных слов не декларировали родители, если своим поведением они демонстрируют обратное, это вряд ли поможет вырастить патриота. Чтобы мы ни говорили своим детям, они, сами того, не осознавая, копируют нашу модель поведения и запечатлевают самые эмоциональные высказывания. Воспитание детей начинается с самовоспитания родителей. 

Никогда ни при каких обстоятельствах, в сердцах и походя, не унижайте и не поливайте грязью народ, к которому принадлежите и страну, в которой живете! Потому что ее состояние таково, каковы люди, в ней живущие. Это не значит, что нужно избегать критики, это значит, стоит озадачиться поиском способов повлиять на сложившуюся ситуацию и поговорить об этом с ребенком. А лучше, если это касается тривиальных вопросов типа: какая грязь вокруг, выйти с ребенком на субботник, созвать активных соседей с детьми и весело и дружно убрать вокруг дома. 

Следует также обратить внимание на последовательность включения в жизнь ребенка родных и иностранных сказок, фильмов и мультфильмов. Приоритет должен отдаваться первому запечатлению родных сказок, которые транслируют ценности и модели, исторически присущие россиянам. Тогда последующее прочтение зарубежных сказок, как фольклорных, так и литературных ложится на уже подготовленную почву.

В подростковом возрасте патриотизм и гражданская позиция проходит проверку на прочность. В возрасте 12-16 лет родители в принципе встречаются с последствиями своей педагогической компетентности или ее отсутствия. Подростничество — возраст разворота от родителей к обществу, когда мнение родителей, являются ли они носителями патриотической идеи или нет, подвергается экспертной оценке взрослеющего ребенка. 

В этот момент огромное влияние получает общественное мнение, общественная идея и существующая вокруг подростка практика гражданской активности, с которой ему и предстоит сравнить родительские ценности и смыслы. 

Если он рос в атмосфере принятия и уважения в семье, а сама семья демонстрирует образцы стабильности и благополучия, то, в конце концов, после мировоззренческих поисков, он вернется в семью к гражданской позиции родителей. И здесь важно, чтобы эта позиция была патриотически направленной, ответственной и активной.

Если ребенок не чувствует себя в семье принятым и уважаемым, не уверен в стабильности семьи, то даже самые качественные ценности, декларируемые родителями, будут подвержены серьезным испытаниям, потому что войдут в противоречие с реальными ощущениями неблагополучия. 

К слову сказать, в истории есть примеры того, как из славянских юношей (сербов, украинцев, хорватов), которых турки забирали из родительской семьи именно в этом возрасте, специально растили беспощадных, кровожадных и жестоких воинов-янычар, которые позже убивали своих соплеменников без капли сожаления. 

Сегодня возможности попасть в янычары минимальна, а вот негативных или псевдопозитивных влияний извне, как ни странно, больше. И если в ребенке нет опоры на благополучную семью, семейные корни, национальную культуру и ее ценности, то ему довольно трудно противостоять современным манипулятивным технологиям различного рода псевдопатриотов и экстремистов. 

В подростковом возрасте важный акцент родителями и обществом в общении с подростком должен быть сделан на развитие у него критического мышления. Для этого с ним нужно разговаривать, внимательно слушать и задавать вопросы. Юный человек, с ясно выраженной национальной идентичностью, который пытается критически осмыслить события с разных точек зрения, в равной степени будет далек как от гражданско-патриотического нигилизма, так и от экстремизма. Традиционные для россиян кухонные разговоры о политике — отличное условие для формирования такого критического взгляда для встречи с псевдопатриотизмом или патриотическим нигилизмом. Его стоит лишь грамотно использовать. Качество и результативность этих бесед напрямую зависит от знаний самих родителей, от грамотности аргументов в пользу патриотической позиции и их собственной личностной зрелости. 

Кстати, господа родители, собственную личностную зрелость и гражданскую ответственность вы можете проверить и сами. Для этого достаточно посчитать, сколько раз за последнюю неделю вы поругали страну, город, власти и на каждый такой негатив задать себе вопрос: а что сделал Я, чтобы было по-другому. И постарайтесь на него ответить. 

А вот одна девчушка на вопрос, что значит быть патриотом России, уже ответила: «Это значит делать все, чтобы в ней лучше жилось». Вот уж поистине устами младенца...

Автор: педагог-психолог государственного учреждения Ярославской области «Ярославский областной молодежный информационный центр» Оксана Смирнова.